Гитару любят все, хотят играть на ней почти все, а умеют — немногие. Ну так давайте попробуем научиться. Для начала — неважно, знаете ли вы ноты. Главное — желание. И терпение. Терпение, чтобы сыграть десять, двадцать раз то, что не выходит с первого.
           Прежде всего необходимо петь правильную мелодию. Для тех, кто не знает мелодии, мы помещаем её в нотной записи, надеясь, что вы найдёте помощников, которые смогут её спеть или сыграть на фортепьяно по нотам. Если же вы выучили песню по записи на плёнке или пластинке, имейте в виду, что там, как правило, тональность и аккомпанемент будут другими. Советуем вам петь песню вместе с записью, только для того, чтобы выучить мелодию. Эти песни можно найти на пластинках и аудиокассетах.
           Итак, набравшись терпения и настойчивости, начнём...
           Прежде всего давайте ознакомимся с устройством гитары. Игра на гитаре начинается с того, как вы держите инструмент. Как бы ни казалась вам трудной правильная посадка и постановка рук, привыкнув к «норме», вы поймёте, что это сильно облегчает дело. Сядьте на край стула, спину держите прямо, закиньте правую ногу на левую. Положите гитару выемкой на правое колено так, чтобы головка была на уровне левого плеча, а кузов касался груди ребром. Плоскость верхней деки обязательно должна находиться перпендикулярно плоскости пола. Проверьте себя по рисунку 2.


           Давайте теперь поставим руки на гитару.
           ЛЕВАЯ РУКА (рисунок 3). Большой палец левой руки не участвует в игре, он только охватывает гриф с задней стороны и за грифом не виден. Остальные пальцы надо расположить перпендикулярно струнам и слегка подогнуть так, чтобы пальцы касались струн кончиками первой фаланги. Ногти на левой руке надо коротко остричь. Локоть левой руки должен быть свободен.
           ПРАВАЯ РУКА (Рисунок 4). Предплечье правой руки положите на ребро кузова, чтобы рука могла свободно сделать следующее: слегка подогните кисть вправо, выпрямленные пальцы должны быть перпендикулярны струнам у нижней части розетки, слегка округлите кисть, словно у вас постоянно в руке находится теннисный мяч, при этом большой палец отклонён влево, параллельно струнам. Большой палец предназначен для игры на басах (6, 5, 4 струны), а указательный, средний и безымянный на 3, 2, 1 струне соответственно.
           Следуйте всем этим советам с поправкой на пропорции вашего тела. Найдите самое удобное положение.


           Устроились? Удобно? А теперь отложим гитару и договоримся о некоторых обозначениях, которыми мы будем пользоваться на занятиях. Необходимые нам пальцы правой и левой руки обозначим буквами и цифрами (рисунок 5).
           Ноты от «до» до «си» обозначим буквами:

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ

СИ-бемоль

C

D

E

F

G

A

H

B


           С остальными обозначениями мы будем знакомиться по мере необходимости.
           Возьмём гитару и попробуем её настроить.
           1 струна настраивается по камертону (если её прижать на V ладу, она будет звучать в унисон с камертоном «ля» первой октавы) или по фортепьяно (открытая первая струна - «ми» первой октавы). Если нет ни того, ни другого, настройте 1 струну достаточно высоко, чтобы она не дребезжала.
           2 струна, прижатая на V ладу, должна звучать в унисон с 1
           3 струна, прижатая на IV ладу, должна звучать в унисон с 2
           4 струна, прижатая на V ладу, должна звучать в унисон с 3
           5 струна, прижатая на V ладу, должна звучать в унисон с 4
           6 струна, прижатая на V ладу, должна звучать в унисон с 5
           1 струна и 6 струна составляют интервал в две октавы на фортепьяно.
           Каждый аккорд на гитаре имеет своё звучание, свою расстановку пальцев (аппликатуру) левой руки, графическое изображение и название. Познакомимся с необходимым минимумом аккордов в самой удобной тональности — A-moll (ля минор). Обозначение тональности включает в себя обозначение основного тона (в тональности A-moll основной тон А) и обозначение «качества» тональности: минор — moll, мажор — dur. Обозначение dur иногда опускается.
           Основным аккордом в A-moll будет Am (рисунок 6). Буква A означает основной звук аккорда — «ля». Буква m говорит о том, что аккорд минорный. Что такое минор, мы узнаем позже. Вертикальными чертами на аппликатурной сетке обозначаются струны, горизонтальными — лады. Точка на струне означает, что в этом месте струна прижата, а цифра над струной указывает на палец левой руки. Если струна звучит открытой, то над ней нет никаких пометок, если же она не должна звучать вовсе —- зачеркнем её (Х). Цифры в скобках около названия аккорда обозначают номера и порядок басов, употребляемых с аккордом. Кроме аккорда Am нам потребуются ещё несколько аккордов — Dm, E7, G7, C, A7.
           Двойная стрелка в схеме аккорда С означает, что басы зажимаются 3 пальцем попеременно. В аккорде A7 вы видите горизонтальную черту, перечёркивающую четыре струны на II ладу, этот прием называется «баррэ» и выполняется 1 пальцем.
           На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с песней А.Городницкого «Атланты». Последовательность аккордов для аккомпанемента можно записать следующим образом:

Am

Dm

E7

Am

Dm

G7

C

A7

Dm

G7

C

Dm

Am

E7

Am

Dm(4,5)

E7(6,5)

G7(6,5)

C(5,6)

A7(5,6)

Порожек

6 струна

1 струна

Am(5,6)


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Попробуйте запомнить мелодию и спеть «Атланты» под аккомпанемент гитары. Пальцами правой руки (всеми четырьмя) ударяйте по струнам одновременно, пальцем p — по басам сверху вниз, i, m, a, — по струнам снизу вверх. Басы меняйте попеременно.
           Не всё получается? Ничего, на следующем занятии поправим. А пока вы сможете проверить, достаточно ли у вас терпения.


АТЛАНТЫ

А.Городницкий

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину —
Не мёд, со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней других работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадёт.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они — ребята,
Точёные тела,
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они навеки,
Упёрши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz