«ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК», «ЧЕТВЕРТЫЙ»



           Когда я готовлю очередную главу документальной повести «Словно в сказке, на экране…», то максимально пытаюсь обособить рассказ Владимира Семеновича Высоцкого об одном конкретном фильме от других рассказов, связанных с его театральным, кинематографическим и песенным творчеством, выделить фильм в самостоятельную художественно ценную единицу через восприятие Высоцкого.
           Но в рассказах Высоцкого о его работе в кино есть одна особенность. Если ему приходилось сниматься с двух картинах одновременно, у него появлялось хронологическое единство восприятия, возникала некая «двуобразность»: сопоставление проблематики, идей, мест, где производились съемки, играемых персонажей…
           В таких случаях практически невозможно разделить рассказы Владимира Семеновича об абсолютно разных фильмах абсолютно разных режиссеров. При разделении теряется элемент сопоставления.
           Поэтому, следуя принятому Высоцким на выступлениях построению повествования, я в этой главе привожу рассказ о двух абсолютно непохожих, но снятых в одно время фильмах.

О. Терентьев

***


           Я сейчас снимаюсь сразу в двух картинах. Вернее, одну закончил.
           Она называется «Четвертый». Это картина по пьесе Симонова Константина. Режиссер – Александр Столпер, который снял все картины по сценариям Симонова: «Жди меня», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые», «Далеко от Москвы»…
           И вот теперь фильм «Четвертый».
           Там я играю человека уже в возрасте, американского журналиста, который запутался. Это большая работа, но вы ее скоро увидите на экранах.
           Пьеса довольно сложная, потому что там действуют покойники. Вы, вероятно, знаете её, она в БДТ шла, в театре Товстоногова. Театр – искусство условное, там прием может быть очень простой. В БДТ сделали вентилятор, звук самолета… Как бы оживленная совесть персонажа.
           А в кино очень сложно сделать. Кино ведь – искусство реалистическое, и там трудно делать всевозможных покойников, которые ходят, двигаются как живые люди. Пришел в ванную – а там мертвецы сидят.
           Но мы нашли очень любопытный прием.
           Мы сделали как будто бы один экипаж сидит на… вот так вот они, в ряд. Мы сидим на лавке вчетвером, как экипаж самолета. Сделали весь фильм как просто мой монолог, в котором мои фразы говорят люди, с которыми я прошел войну. Так что такой любопытный ход найден.
           Я там играю основную роль, вот этого самого «четвертого», человека без имени, который называется «Он». Он не безликий, но безымянный.
           Картина – она небольшая, всего час десять, но серьезная. Там вопросы ставятся интересные: о человеческой совести, об ответственности человека, о том, что каждый человек в какой-то момент начинает пересматривать свою жизнь…
           В фильме ставится проблема совести. Человек когда-то, в какой-то момент своей жизни должен решить, оставаться ли человеком или скатываться вниз.
           Для меня эта работа была интересна еще и потому, что Александр Борисович Столпер – человек, у которого всегда хорошо работали артисты в его фильмах. Он снимал замечательные картины. С ним работать было необыкновенно интересно. Он настоящий актерский режиссер, крепкий очень.
           А вторая картина – на киностудии Ленфильм режиссер Хейфиц Иосиф Ефимович (он снимал картины «Салют, Мария», «Дама с собачкой» — известный наш советский кинорежиссер) снимает картину, которая называется «Плохой хороший человек». Это по мотивам повести Чехова «Дуэль».
           Хейфиц – человек, который прекрасно знает Чехова. Он снимал много фильмов по Чехову и считает, что картина «Плохой хороший человек» — одна из его самых удачных работ.
           Нам не разрешили назвать фильм «Дуэль», потому что фильм с таким названием уже был, и старый вариант «Дуэли» еще ходит где-то по периферии. Это была неудачная картина.
           У нас сценарий совсем другой, другие артисты снимаются, другой монтаж, но чтобы не путали, надо было назвать по-другому.
           В картине «Плохой хороший человек» снимаются Олег Даль, Анатолий Папанов, Людмила Максакова…
           Там я играю одну из главных ролей – роль фон Коррена, одного из участников этой пресловутой дуэли. Тоже человека не очень хорошего, но любопытного для меня.
           Два человека – Лаевский и фон Коррен участвуют в дуэли.
           Было очень интересно работать. Много выездов, экспедиций в прекрасные места…
           В этих картинах я не пою, потому что герои мои не поют. Хотя перед этим все время как-то так получалось, что как фильм – так я должен был в нем обязательно петь .
           Но роли интересные несмотря на то, что там без песен.
           Я сейчас снимаюсь в Ленинграде в фильме, который называется «Дуэль». Места съемок такие: Евпатория, Гагры, Ялта…
           Хорошие места очень, только мне выезжать трудно, потому что в театре много работы.
           В Евпатории стоит памятник евпаторийскому десанту. Десант был высажен на берег, но начался шторм, и десантников не смогли поддержать. Корабли не смогли подойти.
           И вот когда мы снимали в Евпатории, мы снимали недалеко от этого памятника.
           Я очень удивился – туда в дни свадеб, а у них свадьбы бывают в основном по субботам, — все молодожены едут к памятнику евпаторийскому десанту.
           Там я написал песню, которая называется «Черные бушлаты».


За нашей спиною остались паденья, закаты…
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут вам возможность сегодня увидеть восход.


Сегодня на людях сказали «Умрите геройски!»
Попробуем, ладно, увидим, какой оборот…
Я только подумал, чужие куря папироски:
Тут кто как умеет, мне важно увидеть восход.


Особая рота – особый почет для сапера.
Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей…
Напрасно стараться – я и с перерезанным горлом
Сегодня увижу восход до развязки своей!


Прошли по тылам мы, держась, чтоб не резать их, сонных…
И вдруг я заметил, когда прокусили проход –
Ещё несмышленый, зеленый, но чуткий подсолнух
Уже повернулся верхушкой своей на восход…


За нашей спиною в шесть тридцать остались – я знаю –
Не только паденья, закаты, но – взлет и восход…
Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю…
Восхода не видел, но понял : вот-вот и взойдет!


Уходит обратно на нас поредевшая рота.
Что было – неважно, а важен лишь взорванный форт…
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!

Публикацию подготовили Олег и Татьяна Терентьевы


Источники информации

  1. Выступление в Гаграх, 1972 год.
  2. Не идентифицированное выступление, т.н. «Первые ряды», ориент. 1972 год.
  3. Выступление в Горловке, 1973 год
  4. Выступление в ВАМИ, Ленинград, 1973
  5. Выступление в Ленинграде, клуб «Восток», 1973 год.
  6. Выступление в Ленинграде, Гипрошахт, 1973.
  7. Выступление в ВАМИ, Ленинград, 1974

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz