Когда я готовлю очередную главу документальной повести «Словно в сказке, на экране…», то максимально пытаюсь обособить рассказ Владимира Семеновича Высоцкого об одном конкретном фильме от других рассказов, связанных с его театральным, кинематографическим и песенным творчеством, выделить фильм в самостоятельную художественно ценную единицу через восприятие Высоцкого.
Но в рассказах Высоцкого о его работе в кино есть одна особенность. Если ему приходилось сниматься с двух картинах одновременно, у него появлялось хронологическое единство восприятия, возникала некая «двуобразность»: сопоставление проблематики, идей, мест, где производились съемки, играемых персонажей…
В таких случаях практически невозможно разделить рассказы Владимира Семеновича об абсолютно разных фильмах абсолютно разных режиссеров. При разделении теряется элемент сопоставления.
Поэтому, следуя принятому Высоцким на выступлениях построению повествования, я в этой главе привожу рассказ о двух абсолютно непохожих, но снятых в одно время фильмах.
|
Я сейчас снимаюсь сразу в двух картинах. Вернее, одну закончил.
Она называется «Четвертый». Это картина по пьесе Симонова Константина. Режиссер – Александр Столпер, который снял все картины по сценариям Симонова: «Жди меня», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые», «Далеко от Москвы»…
И вот теперь фильм «Четвертый».
Там я играю человека уже в возрасте, американского журналиста, который запутался. Это большая работа, но вы ее скоро увидите на экранах.
Пьеса довольно сложная, потому что там действуют покойники. Вы, вероятно, знаете её, она в БДТ шла, в театре Товстоногова. Театр – искусство условное, там прием может быть очень простой. В БДТ сделали вентилятор, звук самолета… Как бы оживленная совесть персонажа.
А в кино очень сложно сделать. Кино ведь – искусство реалистическое, и там трудно делать всевозможных покойников, которые ходят, двигаются как живые люди. Пришел в ванную – а там мертвецы сидят.
Но мы нашли очень любопытный прием.
Мы сделали как будто бы один экипаж сидит на… вот так вот они, в ряд. Мы сидим на лавке вчетвером, как экипаж самолета. Сделали весь фильм как просто мой монолог, в котором мои фразы говорят люди, с которыми я прошел войну. Так что такой любопытный ход найден.
Я там играю основную роль, вот этого самого «четвертого», человека без имени, который называется «Он». Он не безликий, но безымянный.
Картина – она небольшая, всего час десять, но серьезная. Там вопросы ставятся интересные: о человеческой совести, об ответственности человека, о том, что каждый человек в какой-то момент начинает пересматривать свою жизнь…
В фильме ставится проблема совести. Человек когда-то, в какой-то момент своей жизни должен решить, оставаться ли человеком или скатываться вниз.
Для меня эта работа была интересна еще и потому, что Александр Борисович Столпер – человек, у которого всегда хорошо работали артисты в его фильмах. Он снимал замечательные картины. С ним работать было необыкновенно интересно. Он настоящий актерский режиссер, крепкий очень.
А вторая картина – на киностудии Ленфильм режиссер Хейфиц Иосиф Ефимович (он снимал картины «Салют, Мария», «Дама с собачкой» — известный наш советский кинорежиссер) снимает картину, которая называется «Плохой хороший человек». Это по мотивам повести Чехова «Дуэль».
Хейфиц – человек, который прекрасно знает Чехова. Он снимал много фильмов по Чехову и считает, что картина «Плохой хороший человек» — одна из его самых удачных работ.
Нам не разрешили назвать фильм «Дуэль», потому что фильм с таким названием уже был, и старый вариант «Дуэли» еще ходит где-то по периферии. Это была неудачная картина.
У нас сценарий совсем другой, другие артисты снимаются, другой монтаж, но чтобы не путали, надо было назвать по-другому.
В картине «Плохой хороший человек» снимаются Олег Даль, Анатолий Папанов, Людмила Максакова…
Там я играю одну из главных ролей – роль фон Коррена, одного из участников этой пресловутой дуэли. Тоже человека не очень хорошего, но любопытного для меня.
Два человека – Лаевский и фон Коррен участвуют в дуэли.
Было очень интересно работать. Много выездов, экспедиций в прекрасные места…
В этих картинах я не пою, потому что герои мои не поют. Хотя перед этим все время как-то так получалось, что как фильм – так я должен был в нем обязательно петь .
Но роли интересные несмотря на то, что там без песен.
Я сейчас снимаюсь в Ленинграде в фильме, который называется «Дуэль». Места съемок такие: Евпатория, Гагры, Ялта…
Хорошие места очень, только мне выезжать трудно, потому что в театре много работы.
В Евпатории стоит памятник евпаторийскому десанту. Десант был высажен на берег, но начался шторм, и десантников не смогли поддержать. Корабли не смогли подойти.
И вот когда мы снимали в Евпатории, мы снимали недалеко от этого памятника.
Я очень удивился – туда в дни свадеб, а у них свадьбы бывают в основном по субботам, — все молодожены едут к памятнику евпаторийскому десанту.
Там я написал песню, которая называется «Черные бушлаты».
|