В начале занятия давайте проверим вашу запись гармонической схемы «Песни полярных лётчиков». Если записывать её, ориентируясь на строки текста, то у вас получится следующее:
|
|
|
|
|
|
Кожаные куртки, брошенные в угол, |
Am |
E7 |
Снегом запорошенное низкое окно. |
Am |
G7 |
C |
Ходит за ангарами северная вьюга, |
A7 |
Dm |
G7 |
C |
В маленькой гостинице пусто и темно. |
Am |
Dm |
E7 |
Am |
|
Рисунок 15
|
Так как песня поётся в довольно быстром темпе, то будем аккомпанировать штрихом Ш2. Совмещение аккордов, текста и штриха Ш2 для первых двух строк на рисунке 16.
|
Am |
Am |
E7 |
(Вступление) |
Ко-жа-ные курт- ки, |
бро-шен-ные в у - гол, |
[p-(ima)] |
[p-(ima)][p-(ima)] |
[p-(ima)][p-(ima)] |
|
Am |
G7 |
C |
Сне-гом за - по - ро-шен- ное |
низ - ко - е ок - |
но. |
[p-(ima)][p-(ima)] |
[p-(ima)][p-(ima)] |
[p-(ima)] |
|
Рисунок 16
|
Можно, конечно, играть штрихом Ш2 и в два раза чаще, но тогда аккомпанемент не будет соответствовать образу, драматургии песни. О таком соответствии мы поговорим несколько позже, на занятиях, посвящённых исполнительскому мастерству.
Посмотрим ещё раз на схему «Песни полярных лётчиков» (Рисунок 15). Так как она написана в ритме марша, то попробуем спеть первый куплет без гитары и «прошагать» под него. Обратите внимание, что на каждую строку куплета приходится одинаковое количество шагов правой и левой ноги. Казалось бы, что на каждую строку должно приходится и одинаковое количество аккордов, но это не так. В первой строке - два, во второй - три, а в третьей и четвёртой - четыре аккорда. Значит, один аккорд звучит больше времени, а другой - меньше. Необходимо выбрать единицу звучания аккорда.
На прошлом занятии мы говорили о чередовании ударных и безударных слогов (в поэзии) или сильных и слабых долей (в музыке). Будем считать, что в песнях, написанных в ритме марша (размер 2/4), на «левую ногу» приходится сильная доля, а на «правую» - слабая. Расстояние от одной сильной доли до другой называется «такт». Такты в нотах разделяются вертикальной чертой, пересекающей нотный стан. Стихотворная строка «Песни полярных лётчиков» вмещает в себя 4 такта.
|
Am |
E7 |
Ко-жа-ные курт- ки, |
бро-шен-ные в у - гол, |
¦ раз, два ¦ раз, два |
¦ раз, два ¦ раз, два ¦ |
|
Рисунок 17
|
Если выписать звучащие в каждом такте аккорды так, чтобы запись соответствовала стихам, то получится построчная гармоническая схема.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
2/4 |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
E7 |
¦ |
E7 |
¦ |
|
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
G7 |
¦ |
C |
¦ |
|
¦¦: |
A7 |
¦ |
Am |
¦ |
G7 |
¦ |
C |
¦ |
| | | |
----- |
|
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
:¦¦ |
Am |
¦¦ |
Am |
¦¦ |
|
Рисунок 18
|
Если какой-нибудь аккорд звучит, скажем, в двух соседних тактах, то его надо выписывать в обоих. Такая схема поможет, если вам сразу трудно и петь и играть, потому что записав её, при разучивании аккомпанемента можно сначала вообще не петь, а только считать вслух.
Размер, в котором написана песня, подскажет нам, как считать. Например, 2/4 означает, что в каждом такте надо считать: «раз, два».
В схеме вы видите специальные символы. Это как бы дорожные знаки, указывающие когда и куда идти. Спев первый куплет по знаку «реприза» ( } ) в конце вольты «1», вы снова попадаете на начало третьей строки ( ] )и поёте третью и четвёртую строки ещё раз, попадая на вольту «2». Знак «сеньо» ( % ) укажет место возврата назад на начало куплета. В самом конце поётся вольта «Для окончания».
Вернёмся к песне «Атланты». Попробуйте сами записать её схему, а потом проверьте себя по рисунку 19.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
¦ |
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
G7 |
¦ |
C |
¦ |
¦ |
A7 |
¦ |
Dm |
¦ |
G7 |
¦ |
C |
¦ |
¦ |
Dm |
¦ |
Am |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
¦ |
|
Рисунок 19
|
Это очень важная схема, поэтому мы дадим ей специальное название - большой минорный квадрат (БМК). На рисунке 19 он записан в тональности а-moll (ля минор). Это своего рода «универсальный элементарный конструктор», и аккомпанемент многих простых песен строится или целиком на БМК, или на его фрагментах. Позже вы убедитесь в этом сами.
Теперь познакомимся со вторым простым размером. Это размер 3/4 (3/8) или вальс. Песня Ю.И.Визбора «Домбайский вальс» написана на 3/8 в среднем темпе.
Сделаем полную потактовую запись гармонической схемы этой песни:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
Dm |
¦ |
¦ |
E7 |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
Dm |
¦ |
¦ |
E7 |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
¦ |
A7 |
¦ |
A7 |
¦ |
Dm |
¦ |
Dm |
¦ |
¦ |
G7 |
¦ |
G7 |
¦ |
C |
¦ |
E7 |
¦ |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
Dm |
¦ |
Dm |
¦ |
¦ |
E7 |
¦ |
E7 |
¦ |
Am |
¦ |
Am |
¦ |
|
Рисунок 20
|
Нам потребуется новый штрих правой руки, который мы назовём - «последовательный трёхдольный щипок».
Основа вальса - счёт «раз, два, три». Отсюда и возникает такая форма штриха:
|
|
|
|
Раз |
два |
три |
[p |
- (ima) - |
(ima)] |
|
Рисунок 21
|
Перед началом каждой песни обязательно должно звучать вступление. Для чего оно нужно? Когда вы исполняете песню, особенно если аккомпанируете кому-то другому, необходимо показать, в какой тональности вы начали играть, какой ритм и какой темп у песни. Для этого и существует вступление. В дальнейшем мы не будем напоминать вам о нём, договорившись, что всегда играем его перед началом пения. Пока мы познакомились с простейшим вступлением, состоящим из основного аккорда ( у нас Am) и исполняемым тем же штрихом, что и вся песня. Оно может звучать достаточно долго, чтобы поющий успел всё сообразить.
|
( В с т у п л е н и е ) |
[p-(ima)-(ima)][p-(ima)-(ima)] |
|
Рисунок 22
|
Вступление может иметь и другие задачи, в этом случае мы будем его выписывать и говорить о нём особо.
Посмотрим, как работает правая рука во время исполнения песни «Домбайский вальс».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Am |
Dm |
Лы - |
жи |
у |
печ - |
ки |
сто - |
ят, |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
|
E7 |
Am |
Гас - |
нет |
за - |
кат |
за |
го - |
рой, |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
Раз, |
два, |
три |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
[p- |
(ima)- |
(ima)] |
|
Рисунок 23
|
Ещё одна тонкость, касающаяся левой руки и позволяющая добиться непрерывности аккомпанемента. При игре штрихами Ш2 и Ш3 всегда сначала звучит бас, а потом уже верхние струны. Поэтому, переходя с одного аккорда на другой, начинайте ставить аккорд с баса, с того баса, который звучит первым. Во время звучания баса вы успеете поставить остальную часть аккорда.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучите аккомпанемент песни «Домбайский вальс». Продолжайте играть упражнения с парными аккордами (смотри Занятие 2). Играйте их в очень медленном темпе штрихами Ш1, Ш2, Ш3. При игре штрихами Ш2, Ш3 старайтесь подставлять аккорд с баса. Для этого не зажимайте мышцы левой кисти при смене аккордов, стараясь, впрочем, сам аккорд получше «выжимать», то есть добиваться яркого звучания каждой струны.
|
ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС
Ю.Визбор |
|
| |
|
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай!
Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню допеть,
Нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.
|
|