НИ БОЛЬШЕ, НИ МЕНЬШЕ… |
На самом деле творчество Владимира Семёновича Высоцкого анализировать просто. Оно (творчество) так же доступно для понимания, как и сам автор. Есть ли глубина, многоплановость в произведениях Владимира Семёновича? Безусловно. Как в произведениях любого большого мастера. Обнаружение и понимание её зависит от степени подготовленности читателя или слушателя. Но простота, доходчивость и прозрачность песен Высоцкого перестали устраивать некоторых досужих исследователей и они, не довольствуясь природной глубиной большинства произведений поэта, пытаются копать ещё глубже, лезут в такие «глубинные» дебри, коих и быть-то не может. Ан нет, знай наших: мы узрели нечто вообще фантастическое, что вам, обывателям серым, и в голову-то прийти не могло. Полноте, господа хорошие, разберитесь, если даровитости хватит, с тем, что Владимир Семёнович написал, и не воюйте с тем, что он при этом мог бы подразумевать. «А что имел в виду – то написал», — так говорил сам Высоцкий. Настораживает то, что число таких «бурильщиков» растёт изо дня в день. Одна Валентина Лаврова со своей книжкой «Ключи к тайнам жизни» чего стоит! Призываю вас: не делать из творчества самого народного артиста и поэта 60-70-х годов ушедшего столетия предмет элитарного поклонения из-за его «архиглубинности». Он сказал то, что он сказал. Он и сам был человеком открытым, и всё его творчество доступно и понятно миллионам. Тем он, миллионам этим, дорог и любим ими. Однажды я уже высказался о том, что Высоцкий не был ни скрытым, ни явным антисоветчиком; не был он и диссидентом, и с фигой в кармане не жил. О своих политических пристрастиях Владимир Высоцкий довольно откровенно поведал в известной анкете. И ореол мученика ему не гож: обычный, естественный, непримиримый конфликт настоящего большого художника с самой обычной тоталитарной властью. Ни больше, ни меньше. |
Сергей ЗАЙЦЕВ |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002