«МУЗА – ЭТО ЖЕНЩИНА»
/О песнях Ирины Левинзон/


           Ценителям и знатокам бардовской песни имя Иры Левинзон известно давно. Теперь её уважительно величают: Ирина Александровна Скребицкая, кандидат технических наук. А первые Ирины песни появились ещё в середине шестидесятых, их с удовольствием запевали у костров и в электричках, а любимые бардовские исполнители тех лет Ляля Фрайтор и Тамара Комиссарова неизменно включали в свои концертные программы Ирины «Шаги» (Шурша мостовыми, шурша за порогом, растаят шаги во мгле…), «Дождь» (Ночь напролёт, целый вечер, целый день напролёт, дождь всё идёт, всё стучит по крышам тише,тише…), «Облако» (Который раз ко мне приходит облако, заходит в дом, ложится у стены…).
           Ирина никогда не рвалась к славе и не слишком часто выступала сама. Но вовсе не от равнодушия или высокомерия к публике. Совсем напротив – доброжелательная, улыбчивая, деликатная, она всегда с радостью, легко и естественно готова петь для тех, кто настроен слушать, а то и подхватить понравившуюся песню. А вот отсутствие честолюбия весьма поспособствовало тому, что несколько её песен оторвались от автора и ныне частенько поются как народные. Это и «Лебеда» (Снова выросла у леса золотая лебеда. Снова лето, снова лето, будто старая беда…), и «Улица» (Ах ты, улица! Ах ты, дом родной! Кто-то хмурится за моей спиной…), и публикуемая в этом выпуске самая, пожалуй, известная – «Осень».
           Песни Ирины Левинзон – в традиции русской музыкально-поэтической культуры, в русле задушевной, доверительной бардовской лирики. Потому-то они так легко и становятся «народными». Просто удивительно, что «Лебеда» и «Осень» сочинены в наше время – кажется, что они были всегда, как «Рябина» и «Лучина». Ирины песни хочется слушать и петь, они трогают и запоминаются, в них простота и мудрость, естественность и красота, мелодичность и поэзия, женственность и жизнестойкость.
           В последние два-три года у Иры прямо-таки открылось новое песенное дыхание. Сегодняшние её песни так же мелодичны и добры, как и те, что уже поются в народе.Жаль только, что народ не очень хорошо знает, кого благодарить за те старые песни и не очень торопится услышать новые, которые можно запеть с неменьшим удовольствием. Две из них («Воздушный змей» и «Астры») публикуются ниже. Но самое удивительное и приятное в творчестве сегодняшней Ирины то, что наряду с великолепной песенной россыпью в традиционном лирико-романсовом ключе – «Апрельская флейта», «Мотылёк», «Новогодняя-2000», «Муза – это женщина» – вскрылись новые музыкальные и поэтические пласты. Это и философско-фантастическая песня «Гость», и героико-трагические – «Марш беженцев», «Капитанская дочь», и блюзовые – «Ветер», «Блюз уличных фонарей», и ироничные – «Автошкольная», «Масленица», «Летнее варенье», и стилизации под русские народные песни – «Полотенце», «Пёрышко», и озорные детские – «Собачий джаз», «Жабий вальс». При этом в исполнении временами расцветает такой заразительный раскованный артистизм, что дети в зале прыгают и повторяют смешные звукоподражания: «вау-вау!», «ква-ква-ква!»
           Остаётся только пожелать Ирине счастливого пути за новыми добрыми песнями, а всем нам – скорых встреч с ними и радостных прыжков!

Александр Дулов


Основные публикации Ирины Левинзон

  1. Журнал «Семья и школа», № 3, 1967.
  2. Журнал «Турист», № 3, 1989.
  3. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни (сост. Р.Шипов). М., «Советский композитор», 1989.
  4. Среди нехоженых дорог одна – моя. Сборник туристских песен (сост. Л.Беленький). М., «Профиздат», 1989.
  5. Люди идут по свету. Книга-концерт (сост. Л.Беленький и др.). М., «Физкультура и спорт», 1989.
  6. Газета «Вольный ветер», № 43, 2000.


Дискография

  1. «Муза – это женщина». CD. М., Продюсерская студия «Остров», 2001. (23 песни в авторском исполнении).
  2. «Янтарь». CD. М., Продюсерская студия «Остров», 2002. (22 песни в авторском исполнении).

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz