|
Фёдор БЕЗРУКОВ | |
ФИЛОКАРТИЯ | ||
Филокартия [гр. phileo люблю + фр. сarte карточка] — коллекционирование художественных, фотографических открыток. | ||
Из истории художественных открыток Когда, где и при каких условиях появились иллюстрированные открытки? Вопрос этот интересный, но ответить на него не так просто. Известно, что на одной из фресок погребальной пещеры египетского вельможи Хнумхотепа в Бенигассане, написанной около 4000 лет тому назад, изображен гонец, держащий в руке развернутый лист или табличку , на которой видны письмена и изображения. Некоторые любители открыток склонны считать эту табличку или листок прообразом современной иллюстрированной открытки. Однако иллюстрированная открытка современного типа получила широкое распространение сравнительно недавно. Ей всего чуть больше 130 лет. Существует несколько версий появления современных иллюстрированных открыток — наиболее известны французская и немецкая, и обе они временем создания первых иллюстрированных открыток считают франко-прусскую войну 1870-1871 годов. По мнению французов, это произошло в местечке Конли в Бретани. Зимой 1870 года здесь скопилось значительное количество французских солдат. Все они довольно часто писали домой, и небольшое количество бумаги и конвертов, имевшихся в запасе, быстро иссякло. Тогда сообразительный местный книготорговец Бенардо нарезал небольшие кусочки картона размером 6,6 х 9,8 см., украсил их выполненными в литографии города Ренна виньетками патриотического содержания и предложил солдатам. На одной стороне этих карточек писался адрес, другая была оставлена для письма. Однако немцы полагают, что первым инициатором выпуска иллюстрированных художественных открыток был книготорговец А. Шварц из города Ольденбурга, который в 1870 издал и пустил в продажу открытку с изображением немецкого солдата. Примеру Бенардо и Шварца последовали другие дельцы, и с того времени иллюстрированная почтовая открытка , официально признанная также и почтовыми ведомствами, получила широкое распространение во всем мире. В 70-х – 80-х годах XIX столетия в России распространялись преимущественно иллюстрированные почтовые карточки (открытки), изготовленные за границей. Лишь сравнительно в небольшом количестве выпускались видовые и портретные открытки отечественного производства. Но уже со второй половины 90-х годов в Петербурге, Москве, а затем и других городах нашей страны появились художественные открытки, напечатанные в русских типографиях и литографиях. Одним из первых русских издательств, обративших большое внимание на открытку, следует назвать художественное издательство Евгениинской общины сестер милосердия Красного Креста, которое выпустило первые открытки весной 1897 года. До середины 1920-х годов в России и других странах общепринятым международным форматом почтовой карточки (открытки) считался формат 9 х 14см, потом формат стал 10.5 х 15см. | ||
О коллекционировании открыток Какие бывают открытки? Вопрос, возникающий у любого человека, интересующегося открытками. Не претендуя на сколько-нибудь подробное изложение классификации открыток, мы поделимся с нашими читателями лишь некоторыми соображениями, возникшими у коллекционеров в процессе собирания. Открытки (почтовые карточки) можно разделить на две основные категории. Первая категория – обыкновенные почтовые карточки, не содержащие каких-либо изображений, кроме государственного герба и напечатанной на самой карточке почтовой марки. Вторая категория – иллюстрированные открытки (почтовые карточки) имеющие, как правило, на одной, а иногда и на двух сторонах какие либо изображения. Иллюстрированные открытки также можно разделить на два типа: а) художественные открытки – содержащие либо репродукции с произведений искусства, либо воспроизводящие работы художников, специально исполненные для оформления открыток; б) фотооткрытки - оформленные с помощью фотографии с видами местностей, предметов, документальные изображения людей и т.д. Правда, границы между этими двумя типами в некоторых случаях довольно условные, например фотографии памятников архитектуры и скульптуры можно относить как к первому, так и ко второму типу. В отличие от открыток художественных, фотооткрытки преследуют и несколько иные цели и задачи. Первостепенное значение здесь приобретает чисто познавательный элемент. Весьма существенным является точность изображения того материала, который воспроизводится, запечатлевая различные интересные географические места, события, фиксируя быт, костюмы, утварь, расширяя наши познания; а портретные открытки знакомят нас с внешним обликом многих замечательных людей. Собирание портретных открыток вообще довольно распространено. Особенно собирание портретов артистов театра и кино. Нет сомнения, что хорошо подобранные открытки с портретами различных артистов в жизни и в ролях, а также открытки с изображением различных сцен из спектаклей и кадров из фильмов могут явиться интересным и важным материалом для освоения культурных богатств своей родины и истории театра. К этому типу открыток близки и различного рода документальные фотокарточки («Фотокарточка» — фотографический снимок, фотографическая карточка).В данном случае наша коллекция открыток посвяшена одному человеку — поэту, актеру Владимиру Семеновичу Высоцкому. Такая коллекция называется тематической. В наше время открытка очень сильно видоизменилась, практически не выпускаются открытки с адресной маркированной стороной, изменились её размеры, форма, рынок завалили открытками импортного производства, поэтому на то, что выпустят открытки художественные или фотооткрытки с адресной стороной по теме «Владимир Высоцкий», надежды мало, остаётся довольствоваться фотокарточками. Многие профессионалы, фотолюбители фотографировали Владимира Высоцкого в театре, на съемочных площадках, на концертах, дома и на отдыхе и из заснятого материала изготавливали фотокарточки в размер «стандартной» открытки. Теперь мы имеем возможность многое узнать о В. Высоцком по фотографиям, и можно с уверенностью сказать, что многие из фотокарточек или «открыток» этого типа являются важными историческими документами. | ||
1. Фотооткрытка (ч/б) 8,5 х 13,5 Портрет «В. Высоцкий». 1980 г. Издание Республиканского комбината и проката кинофильмов «Укррекламфильм», тип. «УРФ» г. Киев, тир.50000. |
| |
|
2. Открытка (цв.) 9 х 14 Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Ленинградское отделение Бюро пропаганды советского киноискусства. «Мосфильм» тир. 200000, ЛПТО «Печатный Двор». | |
|
| |
3. Фотооткрытка (ч/б) 8,5 х 13,5 Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1987 г. тир. 5000. Тип. № 4 ЛО «Техническая книга». Фотопечать ЛМО ВБПК. а) фото Г. Тер-Ованесова б) фото В. Мурашко | ||
|
4. Фотооткрытка (ч/б) 9 х 14 –1шт. (из комплекта фотооткрыток «С любовью к театру и кино»). Издательство «Планета», Фабрика фотопечати. Москва 1983 г. Тир. 50000. Фото В. Плотникова. | |
| ||
5. Фотооткрытка (ч/б) 9 х 14 –1шт. (из комплекта фотооткрыток «Армен Джигарханян»). Кадр из фильма «Четвертый». Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1984 г. тир.90000. Отпечатано в Латвийском отд. ВБПК г. Рига. | ||
|
6. Фотооткрытка (ч/б) 9 х 23 -1шт. (из комплекта фотооткрыток «Барды, кино, время»). ВТПО «Киноцентр». Отпечатано в Латв. отд. Кинофонда, СССР, г.Рига тир.180000. Фото В. Мурашко. | |
7. Комплект фотооткрыток (ч/б) «Владимир Высоцкий поэт и актер». Издание Республиканского комбината рекламы и проката кинофильмов «Укррекламфильм».
|
| |
|
8. Комплект открыток (ч/б) 10,5 х 14,5 -18 шт. «Владимир Высоцкий». Издательство «Планета». 1988 г, тир.1500000. (Фото В.Плотникова, А.Стернина, В. Мурашко, из личного архива Н.М.Высоцкой, С.В.Высоцкого и др.) | |
9. Комплект фотооткрыток 13 х 18 -10 шт. «Владимир Высоцкий в кино и на телеэкране». Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1987 г., тир.200000. Фотопечать ЛМО ВБПК тип.№ 4 ЛО «Техническая книга». (Кадры из фильмов с участием В.Высоцкого). |
| |
|
10. Комплект фотооткрыток (ч/б) 13 х 18 -12 шт. «Владимир Высоцкий. Фотографии разных лет». Экспресс- реклама. Тип. ЦБНТИ лесхоза. Тир.14000 | |
| ||
11. Фотооткрытка (цв. 14 х 18) Из комплекта открыток В.Золотухина «Я вам пою…» Оборотная сторона: (ч/б) кадр из фильма «Хозяин тайги» (В.Высоцкий и В.Золотухин). Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1985г. тир.200000 |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002