Стёркин Сергей Яковлевич (1942 – 1986) родился и жил в Москве. В 1964 году окончил Московский энергетический институт. Работал инженером-энергетиком, начальником цеха на заводе «Хроматрон», в последние девять месяцев жизни – директором Дворца культуры Московского электролампового завода (МЭЛЗ). Писал песни на стихи Роберта Рождественского, Вадима Шефнера, Евгения Евтушенко и многих других российских поэтов, а также на собственные слова. Песни исполнял, аккомпанируя себе на аккордеоне. Однако многие песни Стёркина «ушли в народ» благодаря гитарному переложению, сделанному различными исполнителями авторской песни.
           25 мая 2002 года Сергею Стёркину исполнилось бы 60 лет.

           Ну вот, слава Богу, начали возвращаться ушедшие друзья. Не к нам – мы-то с ними и не расставались. А к тем, кто по молодости лет или какому другому «несчастью» и имена их не всегда помнил, да и с песенками не часто встречался. А если и встречался, то с удивлением замечал: «Такая песня классная, а автора не знаю…» Теперь, к счастью, узнаешь. Уж Сережу Стёркина — точно…
           Хотя сейчас, в соответствии с возрастом и, уверен, с весьма солидным положением, все называли бы его Сергей Яковлевич. А он наверняка бы отшучивался и иронизировал: уж такой у него характер. Был.
           Потому что давно ушел от нас Сережа, Сергей Яковлевич, оставив на прощание свои замечательные песни, свою улыбку обаятельную, незабываемый голос, а нам, немногим, – дружбу свою «по гроб жизни». И дружбе этой мы верны, пока живы сами. Извините за высокие слова…
           Да что о грустном? Ведь решили же – вернулся к нам Серега. Вместе с песнями на недавно вышедшем диске. А также с теми, что опубликованы в этом уважаемом издании и будут опубликованы в других, не менее уважаемых. Убежден: вернулся он надолго и всерьез. Не потому, что сейчас вновь мода на «бард-ретро». Это-то «ретро» (с моей личной точки зрения) и есть та самая «авторская песня», о принадлежности к которой так много говорят современные «поп-барды», «рок-барды», «хард-», «плаксы-нытики», «оптимисты-конформисты» и прочие талантливые, наверно, люди — раз их слушают (пусть и не «вся страна»). Но, может, они —- из «других песен»?
           Великий (с каждым днем все больше убеждаюсь в этом) и прозорливый (по молодой горячности в свое время пытался оспаривать – теперь жалею) Булат Шалвович Окуджава писал когда-то, и не раз, что авторская наша песня вроде как и закончилась, оставив после себя энное количество имен. Насчет точного перечня «имен» — вопрос спорный: каждому, естественно, хочется попасть в «список Шиндле…» — пардон, Окуджавы. И то, что совсем уж «закончилась», — тоже пока еще говорить рано. Но в целом прав был Мастер, ох, прав…
           Так вот, принося извинения за столь затянувшиеся «размышления по поводу», хочу вернуться к герою нашего с вами общения – Сергею Стёркину. Он, безусловно, из «той» песни. Как, скажем, Арик Крупп. Или Леня Семаков. Или Вера Матвеева. Ушедшие, чтобы «прорасти» к нам своими замечательными жизнями и творчеством. И, конечно, песнями своего времени. Со свойственными «тому времени» и зачастую осуждаемыми сейчас «компонентами»: романтикой, авторской отстраненностью, мало эпатирующей поэзией и совсем не эпатирующей музыкой. Еще не так давно многим казалось: это время – давно прошедшее. Новому – новые ритмы, новые слова, новое исполнение. Пришло новое…
           Слава Богу, возвращается старое. Не потому «слава Богу», что я тоже – из «того времени», что не всегда понимаю и принимаю тяжесть современного бытия, что мне по духу (да и по дружбе) ближе Визбор, Клячкин, Кукин, Городницкий, Егоров, Крупп, Стёркин. А потому, что каждый из них (и не только перечисленные) – личность НЕПОВТОРИМАЯ, как ни пытаются найти «продолжателей дела», «учеников», «последователей». Нет у бардов ни учеников, ни последователей. Каждый – штучный товар. С ярким лейблом «уникальный».
           Стёркин – штучный.
           Сережа — по современным меркам — не так много чего написал: времени не хватило, хороших стихов для творчества было маловато (он ведь в основном музыкально оживлял чужие строчки), для общения с друзьями в жизни место оставлял. А жизни — не хватило…
           Всевышний, надо отдать ему должное, наградил Сергея многими талантами: и песни писать замечательные, и исполнять их выразительно-ярко и ни на кого не похоже, и умение работать «без конца и начала», до седьмого пота, и дружить тоже с полной отдачей, без «антрактов», и юмором его не обидел и грустью не перегрузил. Впрочем, вы все это поймете и сами, прослушав песни вышедшего диска (надеюсь, не последнего), прочитав и (если дано вам «слышать ноты») послушав представленную здесь подборку.
           Нехорошо цитировать самого себя, но, пожалуй, рискну: вместо весьма многих важных слов, которые хотелось бы сказать в память о друге, приведу лишь одно признание из песни-прощания, написанной сразу после… «Доброту ты нам дарил, доброту, а мы считали — просто песни поешь».
           И вот за доброту, за песни славные, за душу высокую низкий поклон тебе и вечная наша память, Серега, Сергей Яковлевич Стёркин.
           А теперь давайте читать, слушать, вспоминать, заново знакомиться…

Игорь Михалев



ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЕРГЕЯ СТЁРКИНА

  1. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни (сост. Р.Шипов). М., «Советский композитор», 1989.
  2. Среди нехоженых дорог одна – моя. Сборник туристских песен (сост. Л.Беленький). М., «Профиздат», 1989.
  3. Чуланов А. В пути и на причале. Сб. авт. песни. Минск, «Полымя», 1989.
  4. Люди идут по свету. Книга-концерт (сост. Л.Беленький и др.). М., «Физкультура и спорт», 1989.
  5. Беленький Л. (автор-составитель). Возьмёмся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне. М., «Молодая гвардия», 1990.
  6. Михалёв И. Поговорим о грустном. (О творчестве В.Матвеевой, С.Стёркина и Л.Семакова). Журнал «Лидер», 1990, № 7.
  7. Нет хода нам назад. (33 московских барда). Сборник. (Сост. Р.Шипов). М., «Полигран», 1991.


ДИСКОГРАФИЯ СЕРГЕЯ СТЁРКИНА

  1. 1. «Обратный билет». CD. (Составитель Г.Симаков). М., «Виско-М», 2001. (29 песен в авторском исполнении).

Публикацию подготовили Михаил Грайфер
и Григорий Симаков

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz