|
Стёркин Сергей Яковлевич (1942 – 1986) родился и жил в Москве. В 1964 году окончил Московский энергетический институт. Работал инженером-энергетиком, начальником цеха на заводе «Хроматрон», в последние девять месяцев жизни – директором Дворца культуры Московского электролампового завода (МЭЛЗ). Писал песни на стихи Роберта Рождественского, Вадима Шефнера, Евгения Евтушенко и многих других российских поэтов, а также на собственные слова. Песни исполнял, аккомпанируя себе на аккордеоне. Однако многие песни Стёркина «ушли в народ» благодаря гитарному переложению, сделанному различными исполнителями авторской песни. 25 мая 2002 года Сергею Стёркину исполнилось бы 60 лет. Ну вот, слава Богу, начали возвращаться ушедшие друзья. Не к нам – мы-то с ними и не расставались. А к тем, кто по молодости лет или какому другому «несчастью» и имена их не всегда помнил, да и с песенками не часто встречался. А если и встречался, то с удивлением замечал: «Такая песня классная, а автора не знаю…» Теперь, к счастью, узнаешь. Уж Сережу Стёркина — точно… Хотя сейчас, в соответствии с возрастом и, уверен, с весьма солидным положением, все называли бы его Сергей Яковлевич. А он наверняка бы отшучивался и иронизировал: уж такой у него характер. Был. Потому что давно ушел от нас Сережа, Сергей Яковлевич, оставив на прощание свои замечательные песни, свою улыбку обаятельную, незабываемый голос, а нам, немногим, – дружбу свою «по гроб жизни». И дружбе этой мы верны, пока живы сами. Извините за высокие слова… Да что о грустном? Ведь решили же – вернулся к нам Серега. Вместе с песнями на недавно вышедшем диске. А также с теми, что опубликованы в этом уважаемом издании и будут опубликованы в других, не менее уважаемых. Убежден: вернулся он надолго и всерьез. Не потому, что сейчас вновь мода на «бард-ретро». Это-то «ретро» (с моей личной точки зрения) и есть та самая «авторская песня», о принадлежности к которой так много говорят современные «поп-барды», «рок-барды», «хард-», «плаксы-нытики», «оптимисты-конформисты» и прочие талантливые, наверно, люди — раз их слушают (пусть и не «вся страна»). Но, может, они —- из «других песен»? Великий (с каждым днем все больше убеждаюсь в этом) и прозорливый (по молодой горячности в свое время пытался оспаривать – теперь жалею) Булат Шалвович Окуджава писал когда-то, и не раз, что авторская наша песня вроде как и закончилась, оставив после себя энное количество имен. Насчет точного перечня «имен» — вопрос спорный: каждому, естественно, хочется попасть в «список Шиндле…» — пардон, Окуджавы. И то, что совсем уж «закончилась», — тоже пока еще говорить рано. Но в целом прав был Мастер, ох, прав… Так вот, принося извинения за столь затянувшиеся «размышления по поводу», хочу вернуться к герою нашего с вами общения – Сергею Стёркину. Он, безусловно, из «той» песни. Как, скажем, Арик Крупп. Или Леня Семаков. Или Вера Матвеева. Ушедшие, чтобы «прорасти» к нам своими замечательными жизнями и творчеством. И, конечно, песнями своего времени. Со свойственными «тому времени» и зачастую осуждаемыми сейчас «компонентами»: романтикой, авторской отстраненностью, мало эпатирующей поэзией и совсем не эпатирующей музыкой. Еще не так давно многим казалось: это время – давно прошедшее. Новому – новые ритмы, новые слова, новое исполнение. Пришло новое… Слава Богу, возвращается старое. Не потому «слава Богу», что я тоже – из «того времени», что не всегда понимаю и принимаю тяжесть современного бытия, что мне по духу (да и по дружбе) ближе Визбор, Клячкин, Кукин, Городницкий, Егоров, Крупп, Стёркин. А потому, что каждый из них (и не только перечисленные) – личность НЕПОВТОРИМАЯ, как ни пытаются найти «продолжателей дела», «учеников», «последователей». Нет у бардов ни учеников, ни последователей. Каждый – штучный товар. С ярким лейблом «уникальный». Стёркин – штучный. Сережа — по современным меркам — не так много чего написал: времени не хватило, хороших стихов для творчества было маловато (он ведь в основном музыкально оживлял чужие строчки), для общения с друзьями в жизни место оставлял. А жизни — не хватило… Всевышний, надо отдать ему должное, наградил Сергея многими талантами: и песни писать замечательные, и исполнять их выразительно-ярко и ни на кого не похоже, и умение работать «без конца и начала», до седьмого пота, и дружить тоже с полной отдачей, без «антрактов», и юмором его не обидел и грустью не перегрузил. Впрочем, вы все это поймете и сами, прослушав песни вышедшего диска (надеюсь, не последнего), прочитав и (если дано вам «слышать ноты») послушав представленную здесь подборку. Нехорошо цитировать самого себя, но, пожалуй, рискну: вместо весьма многих важных слов, которые хотелось бы сказать в память о друге, приведу лишь одно признание из песни-прощания, написанной сразу после… «Доброту ты нам дарил, доброту, а мы считали — просто песни поешь». И вот за доброту, за песни славные, за душу высокую низкий поклон тебе и вечная наша память, Серега, Сергей Яковлевич Стёркин. А теперь давайте читать, слушать, вспоминать, заново знакомиться… |
Игорь Михалев |
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ СЕРГЕЯ СТЁРКИНА |
|
ДИСКОГРАФИЯ СЕРГЕЯ СТЁРКИНА |
|
Публикацию подготовили Михаил Грайфер и Григорий Симаков |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002