|
Вадим ДУЗЬ-КРЯТЧЕНКО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хочу признаться читателям: был случай, когда я намеренно ввёл их в заблуждение. Произошло это несколько лет назад в альманахе «Мир Высоцкого», издаваемом ГКЦМ В. С. Высоцкого (далее для краткости — просто «музей»). И хотя это было сделано не по своей воле, до сих пор меня не покидает чувство вины перед людьми, которые могут довериться сообщённым мной ошибочным сведениям. Поэтому сейчас, когда у меня появилась такая возможность, считаю должным исправить ту давнюю ошибку. Краткая предыстория такова: музейный альманах начал выходить с 1997 года по инициативе заместителя директора по научной работе А.Е.Крылова. Первый выпуск редактировал профессионал достаточно высокой квалификации Б.Б.Жуков. В том выпуске я опубликовал расширенный вариант своего дополнения (за 1991-92 годы) к известному библиографическому справочнику «В.С.Высоцкий. Что? Где? Когда?» (составитель А.С.Эпштейн; описаны публикации за 1960-90 годы), а также обзор компакт-дисков, связанных с творчеством Высоцкого, изданных в 1996 году. Проблем в общении с редактором у меня не было — замечания его были по существу, всегда корректны по форме и с уважением ко мнению автора. Начиная со второго выпуска редактированием альманаха занималась В.Ф.Щербакова, также прекрасный мастер своего дела. Недостатком по сравнению с Жуковым она обладала одним — была более мягким человеком, не всегда способным даже при явной необходимости до конца противостоять волевому напору начальства. Именно поэтому всё бoльшую роль в редактировании начал играть отнюдь не профессиональный редактор Крылов. И вот, когда я предоставил для третьего выпуска альманаха свой новый обзор компакт-дисков (на этот раз речь шла об изданиях 1997-98 годов), редактированием занялся лично Крылов. Не буду утверждать, что все его замечания были не по делу—наоборот, в большинстве случаев я был с ними согласен и внёс в свою работу предлагаемые исправления. Но одно из них повергло меня в состояние изумления. Указывая на приводимые после названия каждого диска их производственные номера, установленные фирмами-изготовителями, зам. директора вопросил: «А зачем у вас тут постоянно фигурирует сочетание «CD»? К чему оно, ведь и так ясно, что это обзор компакт-дисков? Надо сократить!» Мои объяснения, что номер устанавливает фирма-производитель, впечатления не произвели. Я ещё раз пытался обратить внимание на то, что эти номера являются одной из технических характеристик дисков и могут быть использованы даже для их поиска (как осуществляется поиск книг по их ISBN; причем никому не приходит в голову для краткости выбросить цифру или группу цифр, обозначающих страну, даже если речь идет о книгах, изданных только в одной и той же стране); что у некоторых дисков сочетание «CD» в номере отсутствует, а у других по воле фирмы-производителя оно наличествует в номерах то в начале, а то в конце буквенной части номера, а иногда и после цифровой части. Другими словами, если сочетание «CD» выбросить из номера, читатель вряд ли сможет сам определить: должно ли оно присутствовать в номере, и если «да», то в каком месте. Однако Андрей Евгеньевич уже «всё себе доказал», поэтому на все веские аргументы я услышал от него единственное возражение, которое за время работы в музее мне не раз приходилось от него слышать в случаях, когда никаких реальных доводов в пользу своей точки зрения он привести не мог. Однако оно стоило множества других, ибо ни мне, ни кому-либо другому противопоставить ему было обычно нечего. Звучал этот «последний довод королей» так: «Я начальник, поэтому будет так, как Я сказал!». Он действительно был моим начальником, так что в альманахе вы можете прочесть бессмысленное и ошибочное по сути примечание: «Здесь и далее в целях отказа от ненужного дублирования из номеров исключена аббревиатура CD». Вот так я и ввел в заблуждение своих читателей, хотя вина в этом вовсе не моя. Здесь же я, исправляя положение, привожу таблицу с указанием названий дисков, попавших в обзор третьего выпуска альманаха, приведенных в нем их номеров – и номеров правильных, тех, которыми можно и нужно пользоваться при поиске и описании дисков. Чтобы не возникало вопросов по этому поводу, в таблицу я включил и те диски, в номерах которых сочетание «CD» отсутствует (исключением – в целях экономии – являются только диски фирмы SoLyd Records, поскольку они хорошо известны всем любителям творчества Высоцкого, равно как и то обстоятельство, что в их номерах сочетание «CD» отсутствует всегда). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И последнее. В моем докладе (совместном с Л. С. Ушаковым), посвященном изданию авторских дисков Высоцкого, публикуемом в пятом выпуске альманаха, А. Е. Крыловым без согласования с нами был сделан ряд исправлений, некоторые из которых явно усложнили его восприятие или исказили содержание. Однако приводимым в нем номерам «повезло»: в большинстве их сочетание «CD» отсутствует, а в нескольких номерах оно оказалось незамеченным «редактором». Однако в одном случае Крылов не промахнулся: в описании серии «Весь Владимир Высоцкий» номера дисков на самом деле от MR 00301 CD до MR 00332 CD, а не от MR 00301 до MR 00332, как указано в альманахе. |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002