|
|
|
|
|
Олег Терентьев,
Филолог
|
К ВОПРОСУ О ЗАПОЛНЕНИИ
ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА
(На примере стихотворения
В.Высоцкого «Памятник»)
|
В журнале «Вагант-Москва» № 10-12 за 2001 год я предложил структуру текстологического паспорта, документа, который, на мой взгляд, помог бы исследователю осмыслить и адекватно донести до читателя то или иное произведение Владимира Семёновича Высоцкого.
Я ждал, что меня будут критиковать, подправлять…
В ответ на свою статью я получил молчание. В первую очередь молчание сотрудников ГКЦМ В.С.Высоцкого.
Проблемы, обозначенные в моей публикации, со мной обсудили только Б.С.Акимов и А.Е.Петраков…
Тем не менее я предлагаю на суд читателя заполненный мной на базе личной фонотеки один из разделов текстологического паспорта, связанный с фонограммами.
Заполнить раздел, связанный с анализом рукописей, на сегодняшний день не представляется возможным по объективной причине – отсутствие доступа к рукописям В.С.Высоцкого в РГАЛИ и частных коллекциях.
«ПАМЯТНИК»
- Дата первого известного авторского исполнения – 1973 год
- Дата последнего известного авторского исполнения — 1978 год
- Количество известных авторских исполнений (на момент составления текстологического паспорта) — 16
- В том числе:
Домашних — 7
Концертных — 9
- Авторская редакция отсутствует
- Наиболее часто песня исполнялась в 1974 году
- Песня при жизни Высоцкого в фильмы и спектакли не входила
- Найденные авторские фонограммы:
|
| | |
№№ | Дата записи | Место записи |
1 | 30.06.1973 | Мытищи, НИИ органической химии |
2 | ноябрь 1973 | Киев, школа №49 |
3 | 1973 | Москва, Ин-т оснований сооружений |
4 | 04.02.1974 | Ленинград, у Толмачёва |
5 | 08.07.1974 | Москва, издательство «Мысль» |
6 | 21/22.08.1974 | Югославия, Белград, у Терехова |
7 | 1974 | Москва, у И.Дыховичного |
8 | 1974 | Москва, Ин-т общей патологии |
9 | ориент.1974 | Москва, у К.Мустафиди |
10 | 12.12.1975 | Переделкино, дача Б.Ахмадулиной, для Б.Пляйтгена |
11 | июль.1976 | Иркутск, у Л.Мончинского |
12 | 1978 | Украина, Сумы |
13 | ориент.1978 | Франция, Париж, у М.Шемякина |
14 | Не установлена | Неизвестно |
15 | Не установлена | Неизвестно |
16 | Не установлена | Неизвестно |
17 | ориент.1975 | Москва, у К.Мустафиди |
|
В качестве канонического принят текст исполнения у К.Мустафиди, как наиболее полный.
|
| | |
№ № |
№ стр. |
Авторское название, текст произведения |
|
|
Авторское название отсутствует
|
I
|
1
|
Я при жизни был рослым и стройным,
|
|
2
|
Не боялся ни слова, ни пули
|
|
3
|
И в обычные рамки не лез.
|
|
4
|
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
|
|
5
|
Охромили меня и согнули,
|
|
6
|
К пьедесталу прибив ахиллес.
|
|
II
|
7
|
Не стряхнуть мне гранитного мяса
|
|
8
|
И не вытащить из постамента
|
|
9
|
Ахиллесову эту пяту...
|
|
10
|
И железные ребра каркаса
|
|
11
|
Мертво взяты раствором цемента -
|
|
12
|
Только судороги по хребту.
|
|
III
|
13
|
Я хвалился косою саженью -
|
|
14
|
Нате, смерьте! -
|
|
15
|
Я не знал, что подвергнусь суженью
|
|
16
|
После смерти, -
|
|
17
|
Но в привычные рамки я всажен -
|
|
18
|
На спор вбили,
|
|
19
|
А косую неровную сажень -
|
|
20
|
Распрямили.
|
|
IV
|
21
|
И с меня, когда взял я да умер,
|
|
22
|
Живо маску посмертную сняли
|
|
23
|
Расторопные члены семьи.
|
|
24
|
И не знаю, кто их надоумил, -
|
|
25
|
Только с гипса вчистую стесали
|
|
26
|
Азиатские скулы мои.
|
|
V
|
27
|
Мне такое не мнилось, не снилось,
|
|
28
|
И считал я, что мне не грозило
|
|
29
|
Оказаться всех мертвых мертвей, -
|
|
30
|
Но поверхность на слепке лоснилась,
|
|
31
|
И могильною скукой сквозило
|
|
32
|
Из беззубой улыбки моей.
|
|
VI
|
33
|
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
|
|
34
|
В пасти палец.
|
|
35
|
Подойти ко мне с меркой обычной
|
|
36
|
Опасались.
|
|
37
|
Но по снятии маски посмертной -
|
|
38
|
Тут же в ванной -
|
|
39
|
Гробовщик подошел ко мне с меркой
|
|
40
|
Деревянной...
|
|
VII
|
41
|
А потом, по прошествии года, -
|
|
42
|
Как венец моего исправленья -
|
|
43
|
Крепко сбитый литой монумент
|
|
44
|
При огромном скопленьи народа
|
|
45
|
Открывали под бодрое пенье, -
|
|
46
|
Под мое - с намагниченных лент.
|
|
VIII
|
47
|
Тишина надо мной раскололась -
|
|
48
|
Из динамиков хлынули звуки,
|
|
49
|
С крыш ударил направленный свет...
|
|
50
|
Мой отчаяньем сорванный голос
|
|
51
|
Современные средства науки
|
|
52
|
Превратили в приятный фальцет.
|
|
IX
|
53
|
Я немел, в покрывало упрятан, -
|
|
54
|
Все там будем!..
|
|
55
|
Я орал в то же время кастратом
|
|
56
|
В уши людям.
|
|
57
|
Саван сдернули - как я обужен,
|
|
58
|
Нате, смерьте! -
|
|
59
|
Неужели такой я вам нужен
|
|
60
|
После смерти?!
|
|
X
|
61
|
Командора шаги злы и гулки
|
|
62
|
Я решил: как во времени оном -
|
|
63
|
Не пройтись ли, по плитам звеня? -
|
|
64
|
И шарахнулись толпы в проулки,
|
|
65
|
Когда вырвал я ногу со стоном,
|
|
66
|
И осыпались камни с меня.
|
|
XI
|
67
|
Накренился я - гол, безобразен, -
|
|
68
|
Но и падая - вылез из кожи,
|
|
69
|
Дотянулся железной клюкой!..
|
|
70
|
И когда уже грохнулся наземь,
|
|
71
|
Из разодранных рупоров все же
|
|
72
|
Прохрипел я: "Похоже- живой!"
|
|
XII
|
73
|
И паденье меня и согнуло,
|
|
74
|
И сломало...
|
|
75
|
Но торчат мои острые скулы
|
|
76
|
Из металла.
|
|
77
|
Не сумел я, как было угодно -
|
|
78
|
Шито-крыто, -
|
|
79
|
Я, напротив, ушел всенародно
|
|
80
|
Из гранита!
|
|
Варианты авторского текста:
|
| | | | | |
№№ |
Дата Исполнения |
Место исполнения |
Стро фа |
№ стро ки |
Вариант (включая вариант названия) |
1 |
30.06.1973 |
Мытищи, НИИ органической химии |
II |
11 |
Мертво схвачены слоем цемента |
II |
19 |
И косую неровную сажень |
2 |
ноябрь 1973 |
Киев, школа №49 |
| | «Памятник» |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
V | | Строфа отсутствует |
VI | | Строфа отсутствует |
VII | | Строфа отсутствует |
3 |
1973 |
Москва, Институт оснований сооружений |
| | «Памятник» |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
XII | 73 | И паденье меня не согнуло |
| 74 | Не сломало |
| 75 | И торчат мои острые скулы |
4 |
04.02.1974 |
Ленинград, у Толмачёва |
| | «Памятник» |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
V | | Строфа отсутствует |
XII | | Строфа отсутствует |
5 |
08.07.1974 |
Москва, издательство «Мысль» |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
V | 27 | Я... Мне такое не мнилось(Авторская оговорка) |
VI | 35 | Подойти ко мне с меркой привычной |
XII | | Строфа отсутствует |
6 |
21/22.08.1974 |
Югославия, Белград, у Терехова |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
| 12 | Только судорога |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
VI | 35 | Подойти ко мне с меркой привычной |
XII | 76 | И торчат мои узкие скулы |
| 77 | Строка повторена дважды, т.к. автор забыл следующую строку |
7 |
1974 |
Москва, у И.Дыховичного |
| | «Памятник» |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
XII | | Строфа отсутствует |
8 |
1974 |
Москва, Институт общей патологии |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен Тиши... Я немел... А, простите... |
V | | Строфа отсутствует |
VI | | Строфа отсутствует |
IX | 53-54 | Я нмел, в покрывало упрячен, - Все там будем!.. ...упрятан,- Все там будем!.. |
X | | Строфа отсутствует |
XI | | Строфа отсутствует |
XII | | Строфа отсутствует |
9 |
Москва, у К.Мустафиди (канонический текст) |
10 |
12.12.1975 |
Переделкино, дача Б.Ахмадулиной, для Б.Пляйтгена |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен - |
| 18 | Нате, с... Нате смерьте!.. Но в обычные рамки я всажен (Сбой автора, далее по основной фонограмме) |
VI | 34 | Подошедшие с меркой обычной |
| 35 | Отступали |
XII | | Строфа отсутствует |
11 |
июль.1976 |
Иркутск, у Л.Мончинского |
I | | Строфа отсутствует (дефект записи оригинала) |
II | | То же |
III | 13 | То же |
| 14 | То же |
| 15 | То же |
| 16 | То же |
| 17 | ...в обычные рамки я всажен |
VI | 35 | Подходившие с меркой обычной |
| 36 | Отступались |
XII | | Строфа отсутствует |
12 |
1978 |
Украина, Сумы |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
IV-XII | | Строфа отсутствует |
13 |
ориент.1978 |
Франция, Париж, Студия М.Шемякина |
| | «Памятник» |
I | 3 | И в привычные рамки не лез |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
V | 31 | И могильною скукой разило |
VI | 35 | Подходившие с меркой обычной |
| 36 | Отступались |
XII | | Строфа отсутствует |
14 |
Не установлена ориент.1975 |
Неизвестно |
I | 3 | И в привычные рамки не лез |
II | 11 | Мертво схвачены слоем цемента |
III | 17 | Но в обычные рамки я всажен |
V | | Строфа отсутствует |
XII | | Строфа отсутствует |
15 |
Не установлена |
Неизвестно |
|
|
Полностью идентична Фонограмме № 13 (один и тот же оригинал) |
16 |
Не установлена |
Неизвестно |
|
|
Полностью идентична Фонограмме № 13 (один и тот же оригинал) |
|
Авторский комментарий к фонограмме № 1: «Это даже не песня, а такие стихи какие-то…»
Авторский комментарий к фонограмме № 3: «Это мои стихи. Они будут, вероятно, скоро песней. Так что вы первые будете их слушать. Их пока ещё нет».
Авторский комментарий к фонограмме № 8: «Я почти никогда не пою. Это меня друзья попросили спеть, и поэтому она не на слу… не на языке, и… и из-за этого всё время такие запинки. Извините, пожалуйста».
Авторский комментарий к фонограмме № 12:
— Исполните, пожалуйста, песню о человеке-памятнике.
— Ну, я её сначала было сделал песней, а потом перестал её петь и оставил её в виде стихов. «Я при жизни был рослым и стройным» — вы просите, да? (см. фрагмент). Но это я не пою. Это стихи.
Авторский комментарий к фонограмме № 14: «Может быть, рановато, но я спою песню одну, которая называется «Пам…» Не гасите, пожалуйста, больше, ладно?! Песня называется «Памятник». Ну, все пишут «Памятники», значит вот, не нарушая традиции, к тридцати семи годам пора, по-моему.
Сразу после заполнения третий раздел текстологического паспорта корректируется.
В частности, в приведенном выше примере необходимо скорректировать пункт № 3, отражающий количественную характеристику известных авторских фонограмм в связи с тем, что записи №№ 14-16 представляют собой одно и то же исполнение, записанное различными людьми.
В исправленном виде пункт № 3 выглядит следующим образом:
Количество известных авторских исполнений на момент составления текстологического паспорта — 14.
В том числе:
Домашних — 7;
Публичных — 7.
Соответственно меняются и сведения о найденных авторских фонограммах в пункте № 7.
Далее следует проанализировать текст, выбранный в качестве канонического, на первом этапе работы обращая внимание в первую очередь на строки (строфы), имеющие разночтения.
Для этого необходимо провести построчный и построфный анализ выявленных вариантов.
Следует отметить, что принципиальные отличия домашних и публичных исполнений отсутствуют, то есть автоцензуры как таковой нет.
Строфа I содержит вариант третьей строки:
...И в привычные рамки не лез...
Этот вариант отмечен только в двух фонограммах из четырнадцати, поэтому его нельзя расценивать в качестве основного варианта.
Строфа II содержит часто повторяющийся вариант строки 11:
Мертво схвачены слоем цемента...
(вариант присутствует во всех фонограммах, содержащих указанную строфу, за исключением варианта, выбранного в качестве канонического);
а также случайный вариант строки 12:
Только судорога по хребту (фонограмма № 6).
В строфе III строка 17 в десяти случаях из четырнадцати имеет вид:
...Но в обычные рамки я всажен...
Строка 19 имеет случайный вариант:
...И косую неровную сажень...
Строфа IV вариантов не имеет.
Строфа V в некоторых исполнениях автором специально пропущена, а в одном из исполнений (№ 13) имеет случайный вариант:
И могильною скукой разило.
Строфа VI имеет варианты строки 35:
...Подойти ко мне с меркой привычной... (два случая).
Иногда строфа VI имеет взаимообусловленное изменение строк №№ 35-36:
35 Подошедшие с меркой обычной —
36 Отступали (фонограмма № 10)
Или:
35 Подходившие с меркой обычной
36 Отступались (фонограмма № 13).
В ряде исполнений строфа VI отсутствует.
Строфы VII — VIII вариантов не имеют, хотя в некоторых исполнениях отсутствуют.
Строфа IX имеет случайный вариант — оговорку:
...Я немел, в покрывало упрячен...,
которую автор немедленно исправляет.
Строфы X и XI вариантов авторского исполнения не имеют, но в ряде исполнений отсутствуют.
Строфа XII отсутствует в десяти исполнениях из четырнадцати. В том числе и в исполнении в студии у М.Шемякина в 1978 году ( наиболее позднем полном исполнении, так как при выступлении в г.Сумы Высоцкий песню не исполнил, а лишь обозначил).
При формальном подходе строфу надо вынести в варианты. Однако это далеко не бесспорно, так как строфа нередко использовалась в период наиболее частого исполнения песни.
Строфа XII имеет варианты строк:
...И торчат мои узкие скулы (строка 75, исполнение № 6);
...И паденье меня не согнуло,
не сломало…
И торчат мои узкие скулы... (строки 73 — 75, исполнение № 3).
|
Вывод.
Канонический текст на начальной стадии работы был определён ошибочно, В частности, об этом говорит тот факт, что строка 11 в первоначально выбранном каноническом варианте является случайной и не имеет аналогов в других исполнениях.
Спорным является и вопрос о включении строфы XII в основной текст.
Тем не менее я считаю XII строфу фрагментом основного текста и в качестве основного варианта предлагаю фонограмму записи № 1 (Мытищи, НИИ органической химии, 30.06.73).
В текст этой фонограммы следует внести следующую конъектуру:
вместо исполненной строки
19 И косую неровную сажень...
вариант, встреченный практически во всех других исполнениях:
19 А косую неровную сажень...
Но выявленный канонический текст нельзя признать основным, так как не проведено его сопоставление ни с существующими рукописями, ни с авторизованными машинописными источниками.
Кроме того, появление новых источников информации (неизвестных ранее фонограмм, рукописей, вариантов авторизованной машинописи) может привести к существенному изменению как канонического, так и основного, окончательного текста.
|