|
Олег Терентьев, Филолог | ||
К ВОПРОСУ О ЗАПОЛНЕНИИ ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ДЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С.ВЫСОЦКОГО, ИМЕЮЩИХ ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ РЕДАКЦИЙ | |||
В «Ваганте» № 10-12 за 2002 год на примере стихотворения В.С.Высоцкого «Памятник» я предложил методологический подход к заполнению раздела «Фонограммы» текстологического паспорта. Однако текстологический паспорт на произведение В.С. Высоцкого, имеющее две или более авторские редакции («Дорога, дорога, счета нет столбам», «Еще бы не бояться мне полетов» и др.), должен иметь определенные особенности. Для иллюстрации этого положения приведу две разных редакции «Песенки про прыгуна в высоту» (наиболее часто употребляемое, но не единственное авторское название произведения). Редакция первая. Домашняя запись у В.Савича. Точная дата записи неизвестна (конец 60-х годов). | |||
Строфа | Строка | Авторское название, текст произведения | |
«Прыжки в высоту» | |||
I | 1 | Разбег, толчок... И стыдно подыматься: | |
2 | Во рту опилки, слезы из-под век, - | ||
3 | На рубеже проклятом два двенадцать | ||
4 | Мне планка преградила путь наверх. | ||
II | 5 | Я признаюсь вам как на духу: | |
6 | Такова вся спортивная жизнь, - | ||
7 | Лишь мгновение ты наверху - | ||
8 | И стремительно падаешь вниз. | ||
III | 9 | Но съем плоды запретные с древа я, | |
10 | И за хвост подергаю славу я. | ||
11 | Потому что у их у всех толчковая - левая, | ||
12 | А у меня толчковая - правая! | ||
IV | 13 | Разбег, толчок... Свидетели паденья | |
14 | Свистят и тянут за ноги ко дну. | ||
15 | Мне тренер мой сказал без сожаленья: | ||
16 | «Да ты же, парень, прыгаешь в длину! | ||
V | 17 | У тебя - растяженье в паху; | |
18 | Прыгать с правой - дурацкий каприз! | ||
19 | Не удержишься ты наверху - | ||
20 | Ты стремительно падаешь вниз!» | ||
VI | 21 | Задыхаясь словно от гнева, я, | |
22 | Объяснил толково я: «Главное, | ||
23 | Что у их у всех, у их толчковая - левая, | ||
24 | А вот моя толчковая - правая!» | ||
VII | 25 | Мне не догнать плюгавого канадца - | |
26 | Он мне в лицо смеется на лету! | ||
27 | Я приступом пошёл на два двенадцать, - | ||
28 | И тренер мне сказал напрямоту, | ||
VIII | 29 | Что меня он утопит в пруду, | |
30 | Чтобы впредь неповадно другим, | ||
31 | Если враз, в сей же час не сойду | ||
32 | Я с неправильной правой ноги. | ||
IX | 33 | Но лучше выпью зелье с отравою, | |
34 | Я над собой чего-нибудь сделаю, - | ||
35 | Но свою неправую правую | ||
36 | Я не сменю на правую левую. | ||
X | 37 | Трибуны дружно начали смеяться, - | |
38 | Но пыл мой от насмешек не ослаб: | ||
39 | Разбег, толчок, полет... И два двенадцать | ||
40 | Теперь уже мой пройденный этап! | ||
XI | 41 | И пусть болять мои травмы в паху, | |
42 | И пусть допрыгался до хромоты, - | ||
43 | Но я все ж таки был наверху, | ||
44 | И меня не спихнуть с высоты! | ||
XII | 45 | Так что съел плоды запретные с древа я, | |
46 | И поймал за хвост теперь славу я. | ||
47 | Потому что у их у всех, у их, у их... | ||
У их толчковая - левая, | |||
48 | А моя толчковая - правая! | ||
Редакция вторая. Выступление в Дубне, 10.02.1979 (3-й концерт) «Какое выступление может обойтись без спортивных песен? И вот я снова вынул из небытия несколько песен прежних, немножечко их модернизировал, и оказалось, что их можно еще петь до сих пор. «Песенка про прыгуна в высоту». Но чуть-чуть такая, видоизмененная. | |||
Строфа | Строка | Авторское название, текст произведения | |
«Песенка про прыгуна в высоту» | |||
I | 1 | Разбег, толчок... И стыдно подыматься: | |
2 | Во рту опилки, слезы из-под век, - | ||
3 | На рубеже проклятом два двенадцать | ||
4 | Мне планка преградила путь наверх. | ||
II | 5 | Я признаюсь вам как на духу: | |
6 | Такова вся спортивная жизнь, - | ||
7 | Лишь мгновение ты наверху - | ||
8 | И стремительно падаешь вниз. | ||
III | 9 | Но съем плоды запретные с древа я, | |
10 | И за хвост подергаю славу я. | ||
11 | У кого толчковая - левая, | ||
12 | А у меня толчковая - правая! | ||
IV | 13 | Разбег, толчок... Свидетели паденья | |
14 | Свистят и тянут за ноги ко дну. | ||
15 | Мне тренер мой сказал без сожаленья: | ||
16 | «Да ты же, парень, прыгаешь в длину! | ||
V | 17 | У тебя - растяженье в паху; | |
18 | Прыгать с правой - дурацкий каприз! | ||
19 | Не удержишься ты наверху - | ||
20 | Ты стремительно падаешь вниз!» | ||
VI | 21 | Но, задыхаясь словно от гнева я, | |
22 | Объяснил толково я: «Главное, | ||
23 | Что у них толчковая - левая. | ||
24 | А у меня толчковая - правая!» | ||
VII | 25 | Разбег, толчок... Мне не догнать канадца - | |
26 | Он мне в лицо смеется на лету! | ||
27 | Я приступом пошёл на два двенадцать, - | ||
28 | И тренер мне сказал напрямоту, | ||
VIII | 29 | Что... Что начальство - в десятом ряду, | |
30 | И что мне прополощут мозги, | ||
31 | Если враз, в сей же час не сойду | ||
32 | Я с неправильной правой ноги. | ||
IX | 33 | Но я лучше выпью зелье с отравою, | |
34 | Я над собою что-нибудь сделаю, | ||
35 | Но свою неправую правую | ||
36 | Я не сменю на правую левую. | ||
X | 37 | Трибуны дружно начали смеяться - | |
38 | Но пыл мой от насмешек не ослаб. | ||
39 | Разбег, толчок, полет... И два двенадцать | ||
40 | Теперь уже мой пройденный этап! | ||
XI | 41 | И пусть болит моя травма в паху, | |
42 | И пусть допрыгался до хромоты, - | ||
43 | Но я все-таки был наверху, | ||
44 | И меня не спихнуть с высоты! | ||
XII | 45 | Я им всем показал «Who is who». | |
46 | Жаль, жена подложила сюрприз: | ||
47 | Пока я был на самом верху, | ||
48 | Она с кем-то спустилася вниз. | ||
XIII | 49 | Но съел плоды запретные с древа я, | |
50 | И за хвост подергал все же славу я... | ||
51 | Пусть у них толчковая - левая, | ||
52 | Но моя толчковая - правая! | ||
«Здесь выражения “правая” и “левая” употреблены не в социальном смысле, а в самом натуральном…» Безусловно, текстолог на первом этапе работы над этим текстом должен отвлечься от незначительных вариантов строк, присущих практически любой новой авторской публикации (исполнению своего произведения) В.С. Высоцкого, и решить вопрос, являются ли два этих текста вариантами или разными редакциями произведения. При принятии решения, с чем мы имеем дело – с вариантом или редакцией, следует опираться в первую очередь на следующие моменты: 1. Высоцкий в комментарии перед песней упомянул (комментарий устойчивый, практически неизменно повторяемый в период с 1978 по 1980 год), что «модернизировал свою песню». 2. Смещены смысловые интонации произведения. Появился социальный мотив – «начальство в десятом ряду», и бытовой – «жаль, жена подложила сюрприз», — которые отсутствовали в ранней редакции. 3. Появился устойчивый комментарий после песни, который, по сути, внешне отвергая социальный мотив, лишний раз подчеркивает его. Учитывая эти моменты, следует признать, что мы имеем дело с двумя различными редакциями одного и того же произведения. В этом случае текстологический паспорт следует разбить на подразделы, количество которых должно соответствовать количеству выявленных редакций произведения. Анализ текста в каждом подразделе производится в той же последовательности, что и анализ текста, не имеющего редакций. В результате анализа выявляется канонический (основной) текст каждой редакции. После этой работы текстолог должен сделать мотивированный вывод о том, какую редакцию на данный момент следует выбрать в качестве основной (причем, далеко не всегда самую последнюю, подчас случайную). В приведенном примере окончательной я бы признал вторую, более позднюю редакцию, как наиболее адекватно отражающую авторскую волю, о чем свидетельствуют многочисленные авторские исполнения в 1978-1980 годах этой редакции текста, а также предшествующий тексту устойчивый авторский комментарий. Канонический текст основной редакции является основным для публикации в различных изданиях, а канонические тексты других редакций – для публикации в разделе «Варианты». Возможны и более сложные случаи. Две или более редакции могут иметь переходные варианты, отражающие работу автора над внесением изменений в текст. В приведенном примере можно рассматривать в качестве переходного варианта авторское исполнение произведения в Одессе под названием «Прыжки и гримасы». Вероятно, допустимо рассматривать указанное авторское исполнение как самостоятельную, третью редакцию произведения. Переходные варианты целесообразно вносить в разделы текстологического паспорта, отражающие как хронологически более раннюю, так и более позднюю редакции. |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003