| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжим знакомство с простейшими гармоническими конструкциями мажора. Они должны стать для левой руки такими же привычными, как и блоки БМК. Само понятие «мажорная» или «минорная» песня вполне приблизительно, хотя очень часто употребляется. Если мы называем песню мажорной, то это не означает, что её гармоническая схема состоит только из мажорных аккордов. Более того, в схему мажорной песни часто входят довольно большие фрагменты минорного квадрата. Правда, эти фрагменты берутся из квадрата другой тональности: например, мажорная песня в C-dur (До мажор) может включать в себя элементы БМК, записанного в A-moll (Ля минор) и т.д. Здесь есть определённые закономерности. Мы поговорим о них, когда будем изучать взаимоотношения тональностей. Пока лишь скажем, что тональность в нотной записи определяется количеством знаков (диезов или бемолей) при скрипичном ключе и, чаще всего, последней нотой нотного текста. Для нас ещё будет важен первый и последний аккорд гармонической схемы. Для закрепления навыков аккомпанемента мажорных песен разберём песню Ю.Кима «Фантастика-романтика». Песня написана в тональности C-dur (До мажор) в размере 2/4. При разборе гармонической схемы разумнее всего будет пользоваться штрихом Ш2. Напомним его запись: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гармоническая схема песни «Фантастика-романтика» приведена на рисунке 61: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 61 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пока Вы знакомитесь со схемой песни, у Вас, естественно, не хватает внимания на обе руки. Поэтому, считая на каждый двухчетвертной такт «раз, два», играйте в этом такте только один блок Ш2 (рисунок 62). При этом во втором и четвёртом тактах четвёртой строки схемы вместо пары аккордов | Dm G7 | играйте только один G7, иначе от аккорда Dm у вас останется только бас. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 62 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый слог в слове «Негаданно» приходится не на сильную долю такта (бас пальцем «p»), а на слабую (пальцы «i, m, a»). Песня начинается с затакта. Когда Вы хорошо освоитесь со схемой, увеличьте темп аккомпанемента в два раза, не увеличивая при этом темпа мелодии. Доли такта при игре «под счёт» придётся дробить, как показано на рисунке 63. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 63 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким образом, на рисунке 62 показан аккомпанемент четвертями, а на рисунке 63 — восьмыми долями такта. При аккомпанементе восьмыми, верните аккорд Dm в четвёртую строку схемы. Так как аккорды Dm и G7 занимают здесь по половине такта, то в аккорде Dm звучит 4-й бас, а в аккорде G7 — 6-й бас. Что же теперь происходит с затактом? Ведь на слог «Не-» попадает целый блок Ш2, и наша методика определения затакта не работает. В этом случае ориентируйтесь на текст песни. Слог «Не-» безударный, он-то и попадает на затакт. Первая сильная доля аккомпанемента должна попадать на ударную гласную первого слова — «нечаянно». Сильные и слабые доли такта при аккомпанементе восьмыми (рисунок 63) будут соответствовать разным басам одного и того же аккорда. Так как первый слог куплета — безударный, на него должен попадать 6-й бас аккорда С, на второй слог — 5-й бас. Аккомпанемент штрихом Ш2 четвертями или восьмыми достаточно прост. Освоившись с ним, переходите к более сложному штриху Ш9. Его блок — на рисунке 64. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 64 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казалось бы, блок Ш9 почти не отличается от двух блоков Ш2, но это только на первый взгляд. Одновременное звучание сразу четырёх струн (p, i, m, a) подчёркивает сильную долю блока. Кроме того, в достаточно быстром темпе возникает своеобразный ритмический рисунок, напоминающий перестук вагонных колёс. Это поможет Вам создать необходимую атмосферу при исполнении песни. Привыкайте к штриху Ш9 в очень медленном темпе, так как необходимый ритмический рисунок возникает только при очень аккуратном исполнении. Вы уже привыкли к совмещению текста песни со штрихом правой руки. Такое совмещение поможет Вам и на этот раз. Оно помещено на рисунке 65. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рисунке 66 Вы видите гармоническую схему песни «Фантастика-романтика» в тональности Ре мажор (D-dur). В четвёртой строке во втором и четвёртом тактах появляется конструкция |Em A7|, и в этих тактах будут звучать 6-й и 5-й басы соответственно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 66 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Освойтесь, внимательно следуя указаниям, с аккомпанементом песни «Фантастика-романтика». Как обычно, начинайте с медленного темпа и переходите к быстрому, только полностью разобравшись в том, что Вы играете. Проанализируйте совместно схемы на рисунках 61 и 66. Принцип анализа тот же, что и для БМК в разных тональностях. Попробуйте записать схему песни в тональности Ля мажор (A-dur). Аккордов для этого вполне хватает. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФАНТАСТИКА-РОМАНТИКА Ю.Ким | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003