|
Александр Гордийчук, Украина, г. Кременец Тернопольской обл. |
|
ПРОХОДНАЯ КНИГА |
||
Наконец-то книга о Владимире Высоцком вышла и в серии «Жизнь замечательных людей».[1] Это сегодня её издали узнаваемые тома мало кого интересуют и, наравне со всевозможными «Пламенными революционерами», огромными безнадёжно-унылыми кипами до потолка громоздятся в редких сохранившихся ещё букинистических отделах и на книжных барахолках. В 60-е же — 80-е годы серия эта, несмотря на внушительные тиражи, была жутким дефицитом, по популярности не уступала «Антологии зарубежной фантастики» и полным собраниям сочинений классиков. …В августе 2003 года один из участников телеигры «Кто хочет стать миллионером?», довольно эрудированный молодой человек лет тридцати пяти, был загнан в совершеннейший и глухой тупик невинным вопросом ведущего об авторе песен к кинофильму «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Из четырёх предложенных фамилий — Высоцкий, Окуджава, Визбор, Галич — он лишь при помощи компьютера, убравшего два заведомо неверных ответа, смог, ткнув пальцем в небо, угадать искомую… Как в наши дни всё прогрессирующей дебилизации «широких трудящихся (и учащихся) масс» писать подобного рода (беллетризированная биография) книги? Ведь автор должен услужить двум господам одновременно. Он должен исхитриться и умудриться проскочить между Сциллой абсолютного незнания темы в среде 15 — 40-летних — новых, выросших уже после кончины Владимира Высоцкого поколений «отцов и детей», и Харибдой скептически-снобистского отношения ко всему, что пишут о Высоцком, со стороны «верхних» нескольких сотен знатоков (в кавычках или без оных), которые ещё сохранились в нынешней России и в остальном мире и худо-бедно понимают, о чём идёт речь. В отношении Владимира Высоцкого, как и любого другого почившего автора, с течением времени всё сильнее начинает проявляться непреложный закон: новые его тексты, документы, к нему относящиеся, факты биографии обнаруживаются всё реже и реже и становятся всё ценнее. Нельзя, конечно, полностью исключать возможность появления и объявления где-либо чего-либо «новенького» и «свеженького» — прошло всего двадцать с лишним лет, а бывает, что такие вещи всплывают и через несколько столетий. Кажется, однако, что сегодня все, кто хотел, мог и имел что сказать о Владимире Высоцком, — в подавляющем большинстве уже высказались, — многие годами тиражируют одно и то же в десятках бесед и интервью — больше им сказать нечего. Умерший в июле 2002 года Всеволод Абдулов так и не пожелал представить читателю «своего» Высоцкого, хорошо, что это удалось всё же сделать Давиду Карапетяну.[2] (Нет смысла упоминать здесь другие, ранее вышедшие книги). Некоторым кажется, что нишу мемуаров о Высоцком прочно и полностью занял и заполнил Валерий Золотухин, но это далеко не так. Знаю людей, у которых его дневники, появляющиеся в печати с завидной и упорной постоянностью, уже вызывают чувство раздражённого отторжения — дескать, хватит, сколько можно одному и тому же писать об одном и том же. В.И.Новиков давно и хорошо известен в довольно узком кругу лиц, продолжающих, несмотря ни на что, в наши дни интересоваться Высоцким. Доктор филологических наук, профессор МГУ, автор нескольких книг, в том числе и работы «В Союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий”» (М.,1991), член редколлегии альманаха «Мир Высоцкого», автор «Ваганта» и т.д. Книга, о которой идёт речь, оформлена и выдержана в полном соответствии с «брэндом» и традициями серии: типичная обложка (фото Владимира Высоцкого на ней сделал всё же Дмитрий Чижков, а не «Чижов»), в наличии и «Основные даты жизни и творчества» (с.407 — 409) и «Краткая библиография» (с.410 — 411) из около сорока классических позиций Высоцкианы. Они послужили «информационными источниками» (с.410) книги. Хотя аннотация и уверяет читателя, что данное творение — мастерски написанный, неприкрашенный рассказ о жизни и творчестве Владимира Высоцкого» и читатель из него узнает «новые подробности о жизни этой мятущейся души, её взлётах и падениях» (с. 414) — это типичная компилятивная работа. Все факты, изложенные г-ном Новиковым, те, кто хотел их знать, — давно знают. Несколько десятков страниц книги (84 — 91, 228 — 246, 310 — 324, 383 — 403) — не что иное, как переписанные слово в слово куски его упоминавшейся выше книги о Владимире Высоцком более чем десятилетней давности. Возмущаться здесь не стоит: каждый автор вправе распоряжаться своим «интеллектуальным наследием» как ему вздумается. Правда, информативность ЖЗЛовской книги от этого страдает, но кто из авторов в наши дни обращает внимание на такие «мелочи»… был бы объём побольше, любой ценой. Научная, в полном и истинном значении слова, биографическая хроника жизни и творчества Владимира Высоцкого — не напечатана до сих пор. А раз данная книга представляет собой всего лишь беллетристику (иногда всё же перегруженную литературоведческими рассуждениями), рассчитанную на так называемого «массового читателя», то каких-то особенных откровений и «прорывов в незнаемое» ждать от неё и не приходится. Автор вольно и свободно обращается с источниками, просто пересказывая их, вовсе не утруждая себя прямым цитированием, сносками и ссылками. На страницах 45, 47, 49, 50, 53, 54, 106 обнаруживаем его раскавыченное изложение некоторых писем В.Высоцкого к Л.Абрамовой. Ранее нечто подобное проделал (правда, в стихотворной форме) некто И.Симановский. В своей книге «Метеорит: У памятника на Ваганьковском» (М., 1995) он зарифмовал (?!) от первого лица, от имени Владимира Высоцкого эти письма. Событием поэтической Высоцкианы книжка данного поэта не стала. Вряд ли станет им и работа В.Новикова в прозе, к несомненным плюсам коей следует, однако, отнести 16 листов фотографий очень приличного качества. Не мне, более чем заурядному учителю истории сельской школы, пусть и интересующемуся Высоцким с 17-летнего возраста, пусть и собравшему за 52 года жизни библиотеку в несколько тысяч томов, тягаться с маститым мэтром-профессором, «обличать и поучать» его. Но хотелось бы видеть вышедшим из-под его профессионального пера что-то «поувесистей» и что-нибудь посолидней... |
||
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003