Начнём с домашнего задания. Вы должны были перенести гармоническую схему песни «Фантастика-романтика» в тональность Ля мажор (A-dur). Думаем, что не у всех это получилось удачно. Давайте разберёмся.
           Прежде операцию переноса (транспонирование) мы делали с Большим минорным квадратом, когда изучали песни, написанные в миноре*. Если песню переносить из тональности Ля минор (A-moll) в тональность Ре минор (D-moll), то, посмотрев на БМК в этих тональностях, легко заметить, что при этом аккорд Am переходит в аккорд Dm, A7 - в D7, Dm - в Gm и т.д. В мажоре нет схемы аналогичной БМК, но при транспонировании вполне можно пользоваться принципом анализа гармонических схем минора в разных тональностях.
           Вернитесь к предыдущему занятию и посмотрите на рисунки 61 и 66 (схемы в тональностях C-dur и D-dur). Вместо аккорда C (в тональности C-dur) всегда будет звучать аккорд D (в тональности D-dur), вместо аккорда Am - аккорд Hm, вместо G7 - A7; то есть мы видим, что и в мажоре есть некое соответствие аккордов при переносе из одной тональности в другую. На следующих занятиях (для облегчения жизни) Вы узнаете, что такое интервалы и кварто-квинтовый круг. Тогда можно будет играть в любых тональностях. При переходе схемы из тональности Ре мажор (D-dur) в тональность Ля мажор (А-dur) соответствия аккордов будут следующие:

D

Ф

A,

#Hm

Ф

F#m,

Em

Ф

Hm,

A7

Ф

E7

H7

Ф

F#7,

G

Ф

D,

Gm

Ф

Dm,

D7

Ф

A7

Рисунок 67


           Полностью гармоническая схема песни «Фантастика-романтика» в тональности Ля мажор (A-dur) приведена на рисунке 68.

(Вступление)

2/4 A

]

A

¦

Hm

¦

A

¦

A

¦

¦

F#m

¦

F#m

¦

Hm

¦

Hm

¦

¦

Hm

¦

Hm

¦

Hm

¦

Hm

¦

¦

E7

¦

Hm E7

¦

A

¦

Hm E7

¦

¦

A

¦

Hm

¦

A

¦

A

¦

¦

F#7

¦

F#7

¦

Hm

¦

Hm

¦

¦

D

¦

Dm

¦

A

¦

A

¦

¦

Dm

¦

E7

¦

A

¦

A7

¦

Для повторения

¦

D

¦

Dm

¦

A

¦

A

¦

¦

Dm

¦

E7

¦

A

¦

E7

}

Для окончания

¦

D

¦

Dm

¦

A

¦

A

¦

¦

D

¦

Dm

¦

E7

¦

E7

¦

A

¦

A

¦

A E7

¦

A

Рисунок 68


           В схеме есть новый аккорд: F#m. Его аппликатура - на рисунке 69. Она полностью аналогична аппликатуре аккорда Fm, только расположена на грифе на один лад (1/2 тона) выше. В конструкции |Hm E7| при игре штрихом Ш9 будет звучать 5-й бас в аккорде Hm и 6-й бас в аккорде E7.


F#m(6,4)
Рисунок 69


           Сегодня в нотном приложении - песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».
           Песня написана в размере 6/8. Её гармоническая схема в тональности Соль мажор (G-dur) - на рисунке 70.

(Вступление)

6/8 G

]

G

¦

H7

¦

Em

¦

Em

¦

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

H7

¦

¦

Em

¦

Em

¦

D7

¦

D7

¦

¦

G

¦

F#7

¦

H7

¦

D7

¦

¦

G

¦

G

¦

H7

¦

H7

¦

¦

E7

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

E7

¦

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

E7

¦

(для повт.) (для оконч.)

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

G

}

G

¦

G

Рисунок 70


           Рекомендуем разучивать схему штрихом Ш3, то есть последовательным щипком на 3/4. В каждом такте должно укладываться по два блока штриха Ш3. Напоминаем, что басы в этом случае меняются стандартным образом (если в аккорде H7 в круглых скобках обозначено (5, 6) - значит сначала звучит 5-й бас, затем - 6-й).
           После того как Вы полностью освоите схему (то есть перестанете заглядывать в запись), переходите на аккомпанемент штрихом Ш4. Игра простым «арпеджио» придаст аккомпанементу необходимую плавность и гладкость. Самое основное - добиться, чтобы не возникало «дырок» при переходе от одного аккорда к другому. Главный претендент на такого рода «дыры» - пара аккордов G-H7 (если H7 брать в первой позиции, где он звучит гораздо интереснее, чем во второй и, что важно, нет приёма «барре», что даёт отдых левой руке). Вспомните в этом случае, что аккорд ставится «с баса». Чистота игры заметно повысится.
           Когда и этот этап будет пройден, переходите к игре новым штрихом Ш10. Его блок показан на рисунке 71.

 [p-m-i-   (pa)   -m-i]   Ш10 

Рисунок 71


           Несмотря на его кажущуюся простоту, он потребует от Вас внимания и координации движений правой руки, так что сначала поиграйте упражнения. Штрихом Ш10 играйте отдельные аккорды схемы, внимательно следя за сменой басов. Только после этого можно переходить к аккомпанементу с пением. Совмещение штриха Ш10 с текстом (рисунок 72) поможет Вам в этом.

G G H7 Em
(Вступление) На-пол-ним му-зы-кой серд-ца!
[p-m-i-(pa)-m-i] [p-m-i-(pa)-m-i] [p-m-i-(pa)-m-i] [p-m-i-(pa)-m-i]

Рисунок 72


           Так как последняя строка куплета поётся два раза, то выписана отдельная строчка гармонической схемы для первого - с аккордом E7 в конце, и для второго - с аккордом G.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


           Выучите песню Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца». В результате каждого этапа разучивания песни Вы должны добиваться аккуратного, плавного аккомпанемента. Правая рука должна быть совершенно свободна. Всё меньшая и меньшая усталость левой руки будет говорить Вам о том, что Вы точно следуете рекомендациям и не допускаете ошибок в постановке руки. Попробуйте перенести схему песни в тональность До мажор (C-dur).


НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА


Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден.
Своих мучителей забудем,
Вот сквер - пройдемся ж до конца.
Найдем любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь.

Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
И хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнем.

И светел полуночный зал.
Нас гений издали приметил
И, разглядев, кивком отметил,
И даль иную показал.
Там было очень хорошо,
И всё вселяло там надежду,
Что сменит жизнь свои одежды...
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля...


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz