Начнём с домашнего задания. Вы должны были перенести гармоническую схему песни «Фантастика-романтика» в тональность Ля мажор (A-dur). Думаем, что не у всех это получилось удачно. Давайте разберёмся. Прежде операцию переноса (транспонирование) мы делали с Большим минорным квадратом, когда изучали песни, написанные в миноре*. Если песню переносить из тональности Ля минор (A-moll) в тональность Ре минор (D-moll), то, посмотрев на БМК в этих тональностях, легко заметить, что при этом аккорд Am переходит в аккорд Dm, A7 - в D7, Dm - в Gm и т.д. В мажоре нет схемы аналогичной БМК, но при транспонировании вполне можно пользоваться принципом анализа гармонических схем минора в разных тональностях. Вернитесь к предыдущему занятию и посмотрите на рисунки 61 и 66 (схемы в тональностях C-dur и D-dur). Вместо аккорда C (в тональности C-dur) всегда будет звучать аккорд D (в тональности D-dur), вместо аккорда Am - аккорд Hm, вместо G7 - A7; то есть мы видим, что и в мажоре есть некое соответствие аккордов при переносе из одной тональности в другую. На следующих занятиях (для облегчения жизни) Вы узнаете, что такое интервалы и кварто-квинтовый круг. Тогда можно будет играть в любых тональностях. При переходе схемы из тональности Ре мажор (D-dur) в тональность Ля мажор (А-dur) соответствия аккордов будут следующие: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 67 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полностью гармоническая схема песни «Фантастика-романтика» в тональности Ля мажор (A-dur) приведена на рисунке 68. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В схеме есть новый аккорд: F#m. Его аппликатура - на рисунке 69. Она полностью аналогична аппликатуре аккорда Fm, только расположена на грифе на один лад (1/2 тона) выше. В конструкции |Hm E7| при игре штрихом Ш9 будет звучать 5-й бас в аккорде Hm и 6-й бас в аккорде E7. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
F#m(6,4) Рисунок 69 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня в нотном приложении - песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца». Песня написана в размере 6/8. Её гармоническая схема в тональности Соль мажор (G-dur) - на рисунке 70. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуем разучивать схему штрихом Ш3, то есть последовательным щипком на 3/4. В каждом такте должно укладываться по два блока штриха Ш3. Напоминаем, что басы в этом случае меняются стандартным образом (если в аккорде H7 в круглых скобках обозначено (5, 6) - значит сначала звучит 5-й бас, затем - 6-й). После того как Вы полностью освоите схему (то есть перестанете заглядывать в запись), переходите на аккомпанемент штрихом Ш4. Игра простым «арпеджио» придаст аккомпанементу необходимую плавность и гладкость. Самое основное - добиться, чтобы не возникало «дырок» при переходе от одного аккорда к другому. Главный претендент на такого рода «дыры» - пара аккордов G-H7 (если H7 брать в первой позиции, где он звучит гораздо интереснее, чем во второй и, что важно, нет приёма «барре», что даёт отдых левой руке). Вспомните в этом случае, что аккорд ставится «с баса». Чистота игры заметно повысится. Когда и этот этап будет пройден, переходите к игре новым штрихом Ш10. Его блок показан на рисунке 71. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 71 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Несмотря на его кажущуюся простоту, он потребует от Вас внимания и координации движений правой руки, так что сначала поиграйте упражнения. Штрихом Ш10 играйте отдельные аккорды схемы, внимательно следя за сменой басов. Только после этого можно переходить к аккомпанементу с пением. Совмещение штриха Ш10 с текстом (рисунок 72) поможет Вам в этом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 72 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так как последняя строка куплета поётся два раза, то выписана отдельная строчка гармонической схемы для первого - с аккордом E7 в конце, и для второго - с аккордом G. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выучите песню Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца». В результате каждого этапа разучивания песни Вы должны добиваться аккуратного, плавного аккомпанемента. Правая рука должна быть совершенно свободна. Всё меньшая и меньшая усталость левой руки будет говорить Вам о том, что Вы точно следуете рекомендациям и не допускаете ошибок в постановке руки. Попробуйте перенести схему песни в тональность До мажор (C-dur). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003