«БЕЛЫЙ ВАЛЬС», или «ТОЧКА ОТСЧЁТА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К своему стыду, не видел я этого фильма, поэтому ограничусь комментариями [1]: «Так случилось – мужчины ушли…» имела названия «Мы вас ждем», «Песня ожидания». Вошла в к/ф «Точка отсчета». «Затяжной прыжок» вошла в к/ф «Точка отсчета». «Белый вальс…» написана для к/ф «Точка отсчета» (сценарий имел назв. «Белый вальс»), не вошла…» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О.Терентьев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
« Когда вы будете в Минске?» — Вы знаете, я не могу вам сказать. Я знаю только одно: что почти всегда, когда начинается новая картина Турова Виктора или еще моих друзей, ребят здесь, на Беларусьфильме, я всегда сюда приезжаю, и они всегда предлагают мне что-то написать. Вот сейчас выйдет фильм новый Виктора Турова, который называется не то «Взлет»… По-моему, еще одно у него название – «Белый вальс». Там будут звучать три моих вещи. Они прежние, но их почти никто не знает из-за того, что я их писал для пластинки. Причем две из них будут исполняться моей супругой, моей женой. Она будет петь эти песни в этой картине. Мы записали этот диск пять лет назад и все воюем, чтобы он вышел, – он никак не выйдет. Но как я говорю, ничто не исчезает по закону сохранения энергии» [2]. «Значит, Витя Туров взял из этого диска несколько песен, причем две из них исполняет Марина Влади на русском языке. Мои стихи, мои песни. И они будут звучать в этой новой его картине, которая, по-моему, называется «Белый вальс». Я очень рекомендую ее поглядеть. Не из-за того, что там звучат мои песни, а, по-моему, просто очень удачно сделана о современных десантниках картина. Сценарий написал тоже мой близкий друг, с которым я даже в школе учился. Вообще я предпочитаю работать кланами со своими друзьями. Тогда это всегда легче, и тогда ты можешь надеяться на то, что песня выйдет в том виде, в котором она была написана» [3]. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*** | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Так случилось - мужчины ушли, Побросали посевы до срока… Вот их больше не видно из окон — Растворились в дорожной пыли. Вытекают из колоса зерна – Эти слезы несжатых полей. И холодные ветры проворно Потекли из щелей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы вас ждем – торопите коней! В добрый час! В добрый час! В добрый час. Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
спины… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А потом возвращайтесь скорей: Ивы плачут по вас, И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы в высоких живем теремах – Хода нет никому в эти зданья: Одиночество и ожиданье Вместо вас поселились в домах. Потеряла и свежесть, и прелесть Белизна ненадетых рубах. Даже прежние песни приелись И навязли в зубах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы вас ждем, торопитесь скорей! В добрый час! В добрый час! В добрый час. Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
спины… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А потом возвращайтесь назад: Ивы плачут по вас, И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все единою болью болит, И звучит с каждым днем непрестанней Вековечный надрыв причитаний Отголоском старинных молитв. Мы вас встретим и пеших, и конных, Утомленных, нецелых – любых!.. Лишь бы не пустота похоронных! Не известия в них… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы вас ждем, торопите коней! В добрый час! В добрый час! В добрый час. Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
спины… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А потом возвращайтесь скорей: Ивы плачут по вас, И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины» [4]. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*** | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Хорошо, что за ревом не слышалось звука, Что с позором своим был один на один. Я замешкался возле открытого люка – и забыл пристегнуть карабин. Мне инструктор помог. И коленом – пинок — Перейти этой слабости грань! За обычное наше: «Смелее, сынок!» Принял я его сонную брань. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И оборвали крик мой,
И обожгли мне щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И звук обратно в печень мне
Вогнали вновь на вдохе
Веселые, беспечные
Воздушные потоки.
Я попал к ним в умелые, цепкие руки:
Мнут, швыряют меня – что хотят, то творят!
И с готовностью невероятные трюки
Выполняю шутя – все подряд!
Есть ли в этом паденье какой-то резон
Я узнаю потом. А пока —
То валился в лицо мне земной горизонт,
То шарахались вниз облака.
И оборвали крик мой,
И выбривали щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И кровь вгоняли в печень мне,
Упрямы и жестоки,
Невидимые встречные
Воздушные потоки.
Но рванул я кольцо на одном вдохновенье,
Как рубаху от ворота или чеку.
Все же я по ошибке в свободном паденье
Пролетел восемнадцать секунд.
А теперь – некрасив я, горбат с двух сторон:
В каждом горбе – спасительный шелк.
Я на цель устремлен, и влюблен, и влюблен
В затяжной, неслучайный прыжок!
И обрывают крик мой,
И обривают щеки.
Холодной острой бритвой
Скользят по мне потоки.
И задувают в печень мне
На выдохе и вдохе
Бездушные, но вечные
Воздушные потоки.
Я лечу! – Треугольники, ромбы, квадраты
Проявляются в реки, озера, луга.
Только воздух густеет, твердеет, проклятый! –
Он мне враг – парашютный слуга!
А машина уже на посадку идет,
В землю сплюнув в отчаянье мной.
Буду я на земле раньше, чем самолет,
Потому что прыжок – затяжной.
И обрывают крик мой,
И обривают щеки.
Тупой холодной бритвой
Скребут по мне потоки.
На мне мешки заплечные,
Встречаю руки в боки -
Шальные, быстротечные
Воздушные потоки.
Беспримерный прыжок из глубин стратосферы!…
По сигналу: «Пошел!» — я шагнул в никуда.
За невидимой тенью безликой химеры,
За свободным паденьем – айда!
Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,
Хоть условья паденья не те!
Даже падать свободно нельзя, потому,
Что мы падаем не в пустоте!
И обрывают крик мой,
И обривают щеки…
У горла старой бритвой
Уже снуют потоки.
Но жгут костры, как свечи мне, —
Я приземлюсь – и в шоке
Прямые, безупречные
Воздушные потоки.
Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно:
«Не тяни за кольцо! Скоро легкость придет!..»
До земли двести метров – сейчас будет поздно!..
Ветер врет! Обязательно врет!
Стропы рвут меня вверх. Выстрел купола – стоп!
И как не было этих минут!
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют!
Мне охлаждают щеки
И открывают веки…
Исполнены потоки
Забот о человеке.
Глазею ввысь печально я —
Там звезды одиноки, —
И пью горизонтальные
Воздушные потоки [4].
***
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный – и захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну…
Но вечно надо отлучаться по делам –
Спешить на помощь, собираться на войну.
И вот все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс, -
И кровь в виски твои стучится в ритме вальса.
Если петь без души –
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить –
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один –
будет вальс, белый вальс.
Был белый вальс – конец сомненья маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех.
Сегодня дамы приглашали кавалеров –
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.
Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Партерам скоро отлучаться по делам –
Спешить на помощь, собираться на войну.
Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, —
И ты был бел – бледнее стен, белее вальса.
Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала –
Металась, ломалась, дрожала она
в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, –
Не стой же ты руки сложа
сам не свой,
сам не свой и – ничей!
Если петь без души –
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить –
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один –
будет вальс, белый вальс.
Где б ни был бал – в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе – как тебе везло! –
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.
Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину,
Спешила женщина прийти на помощь к нам —
И пел бальный зал величиной во всю страну.
Во всю страну.
Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, —
Припомни этот белый зал – и улыбнешься.
Век будут ждать тебя – и с моря и с небес –
И пригласят на белый вальс, когда вернешься.
Если петь без души –
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги вместе сложить –
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один –
будет вальс, белый вальс [5].
«Значит, что я считаю.
Конечно, ты под это никак не можешь, Витюша.
Это нужно обязательно, чтобы композитор взял.
Вот. Самое точное вот что я тебе говорю: самое точное – это… Или пускай он выберет, что ему понравится и сделает все три куплета так.
Ты сам мне должен позвонить и сказать, какой тебя больше устраивает припев, потому что я тогда чуть-чуть поменяю мелодию.
Ты понял меня, Витя?!
Ну вот. Сейчас я тебе постараюсь записать остальные…» [5].
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
[1] Владимир Высоцкий. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1990 г.
[2] В.С.Высоцкий. Выступление в ГипроНИИводхозе, Минск, 30.08.1979 года (17 часов 30 минут)
[3] В.С.Высоцкий. Выступление в ГипроНИИводхозе, Минск, 30.08.1979 года (19 часов 00 минут)
[4] В.С.Высоцкий. Из записей у К.Мустафиди
[5] В.С.Высоцкий. Звуковое письмо Виктору Турову |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003