Домашнее задание прошлого занятия состояло в том, что вы должны были перенести гармоническую схему песни Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца» в тональность До мажор (C-dur). Проверьте себя. Схема помещена на рисунке 73. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 73 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня мы поговорим о том, что такое аккорд. Собственно, с этого вы и начали занятия и, вроде бы, освоились с довольно большим набором аккордов. А вот из чего аккорд состоит? Как он строится? Обычная просьба начинающего - показать ему те или иные аккорды. Их просто запоминают, не представляя почему пальцы стоят так, а не иначе. Гораздо проще будет понять, как построен любой аккорд, тогда ни к чему будет выучивать массу аппликатурных сеток. Для этого нужно разобраться в некоторых теоретических вопросах. Следующая часть занятия предназначена для самых дотошных. В принципе, её можно пропустить без ощутимых потерь. Более того, когда грамотный гитарист играет, он, конечно же, не вспоминает теорию каждую секунду. Но уверяем вас, что, пропустив этот материал и продолжая двигаться дальше, вы непременно вернётесь и разбёретесь в нём. Первое понятие, которое мы введём, - звукоряд. Мы говорили об этом на занятии 6, но повторим ещё раз. Звуки определённой высоты, употребляемые в музыке, образуют музыкальную систему (своего рода алфавит). Так вот, звукоряд - это звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем по высоте порядке. Наиболее наглядно это видно на фортепиано. Однако и на гитаре, если вы заставите звучать струну, последовательно зажимая её на каждом ладу (скажем, от первого до двенадцатого), вы получите 12 звуков, образующих часть звукоряда. Каждый звук звукоряда называется ступень. Исторически сложилось так, что часть ступеней считают основными, а часть - производными. Каждая ступень имеет название. Основные ступени - это уже известные нам До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (c, d, e, f, g, a, h). Эти семь ступеней периодически повторяются на разных участках звукоряда. Основанием для этого является сходство ступеней «на слух», то есть, если какую-либо ступень принять за первую, то (при счёте подряд) восьмая ступень представляется как бы повторением первой, но на другой высоте. Поэтому восьмая ступень получает такое же название, как и первая. Расстояние от любой ступени вверх или вниз до восьмой одноимённой называется октавой. В европейской музыкальной культуре принято делить октаву на 12 равных частей. Каждая такая часть называется полутон. Итак, мы получаем двенадцатизвуковой строй, в котором полутон является наименьшим расстоянием между звуками. Основные ступени сохраняют свои названия, производные - считаются повышением или понижением основных ступеней, поэтому и называются соответственно. Например, «Ля бемоль» - это «Ля», пониженное на полтона; или «Фа диез» - «Фа», повышенное на полтона. Именно поэтому одни и те же производные ступени могут иметь два названия - либо как повышение предыдущей основной ступени, либо как понижение следующей. Повышение обозначается знаком # (диез), понижение - b (бемоль). Гитара в этом смысле очень удобный инструмент, поскольку все 12 ступеней на ней равноправны между собой. Основные и производные ступени на грифе следуют подряд и ничем не выделены. Правда, при всём равноправии на гитаре обычно делают «кнопки» на V, VII и XII ладах, но исключительно для удобства игры. Расстояние между звуками, извлекаемыми на двух соседних ладах, как раз и будет полутоном, так как ладовые порожки не позволяют изменять звук непрерывно. Попробуйте - и вы убедитесь в этом. С октавой ещё проще: дайте зазвучать открытой струне, а потом извлеките звук на XII ладу - сходство этих звуков очень большое (конечно, при условии правильно сконструированного инструмента). Теперь нам потребуется измерить расстояние между любыми двумя ступенями. Сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно, называется «интервал». Так как в октаве восемь основных ступеней, то существует восемь основных названий интервалов: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждое название обозначает порядковый номер второго звука интервала, как если бы от первого его звука брались все ступени до него подряд. Количество охватываемых интервалом ступеней называется ступеневой величиной интервала. Ступеневая величина определяет интервал лишь приблизительно. Например, секунды «До-Ре», «Ре-Ми», «Фа-Соль», «Cоль-Ля», «Ля-Си» содержат в себе 2 полутона, а секунды «Ми-Фа», «Си-До» - только один. Принимая за единицу измерения полутон, назовём количество полутонов в интервале тоновой величиной интервала. Тоновая величина будет обозначаться прилагательными, которые пишутся перед числом, обозначающим ступеневую величину. Для нас более всего важны три прилагательных: чистая, большая и малая. Например, чистая кварта, малая секунда, большая терция. Пока нас интересуют лишь несколько интервалов, о которых мы и поговорим. Малая терция (м.3) - интервал, охватывающий три ступени и содержащий 3 полутона. Между основными ступенями четыре малые терции: «Ре-Фа», «Ми-Соль», «Ля-До», «Си-Ре». На гитаре вы сможете услышать м.3, если возьмёте вторую струну на II ладу и открытую первую струну. Большая терция (б.3) - три ступени, 4 полутона. Между основными ступенями три б.3: «До-Ми», «Фа-Ля», «Cоль-Си». На гитаре открытые вторая и третья струны дадут б.3. Чистая кварта (ч.4) - четыре ступени, 5 полутонов. Между основными ступенями все кварты - чистые, кроме кварты «Фа-Си». На гитаре ч.4 звучит между любыми двумя открытыми соседними струнами, кроме пары вторая-третья. Чистая квинта (ч.5) - пять ступеней, 7 полутонов. Между основными ступенями все квинты - чистые, кроме квинты от «Си» до «Фа» вверх. На гитаре возьмите открытую вторую струну и первую, зажатую на II ладу - вы услышите ч.5. Если у вас хватило терпения дочитать до этого места, перейдём к построению аккордов. Аккорд - созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков. Расстояние между каждыми двумя соседними звуками - терции разного качества. Теперь нам станет ясно, что мы имели в виду под мажорными и минорными аккордами. Мажорное трезвучие состоит из трёх звуков. Между первым и вторым звуками - большая терция (б.3), а между вторым и третьим - малая терция (м.3). Возьмите известный вам аккорд С. На Д струне звучит нота «До», на Г струне - «Ми», открытая В струна - «Соль». Между «До» и «Ми» - большая терция, между «Ми» и «Соль» - малая. Остальные звуки (А и Е открытая - «Ми», II лад на Б струне - «До») - октавные повторения (удвоения) тех же звуков. Мажорное трезвучие обозначается названием нижнего звука (примы) - «С». Минорное трезвучие - тоже три звука, но порядок терций обратный: сначала малая терция (м.3), а потом большая (б.3). Аккорд Am - самый яркий пример (он состоит из звуков «Ля», «До», «Ми»). На II ладу Г струны - «Ми», на II ладу В струны - «Ля». На I ладу Б струны - «До», открытая 5 струна - «Ля» (удвоение), открытые 1 и 6 струны - «Ми» (удвоение) . Минорное трезвучие обозначается названием нижнего звука A с добавлением буквы m - Am. Сравните состав мажорного и минорного трезвучий и попробуйте научиться различать их звучание «на слух». И наконец, ещё один важный для нас вид аккордов - септаккорды. Это четырёхзвучия, расположенные по терциям. Септаккорд может быть получен из трезвучия добавлением к нему терции сверху. Нас с вами будут пока интересовать три септаккорда: Малый мажорный - мажорное трезвучие плюс м.3 (порядок терций - б.3, м.3, м.3). При этом к обозначению трезвучия (допустим A) добавляется цифра 7 (A7). Возьмите аккорд A7 и вы убедитесь, что на 1 струне как раз на III ладу звучит нота «Соль» - верхний звук септаккорда A7 (остальные звуки расположены не совсем в том порядке, как должно быть по правилам). Минорный септаккорд - минорное трезвучие плюс м.3 (порядок терций - м.3, б.3, м.3). Он также имеет в обозначении цифру 7. Например, аккорд Am7 можно получить из трезвучия Am, если в Am снять третий палец с В струны и зажать А струну на III ладу. Мы услышим звук «Соль» (через октаву), и зазвучит минорный септаккорд от ноты «Ля»: «Ля, До, Ми, Соль» (с удвоенными «Ми» и «Соль»). Уменьшенный септаккорд - три малые терции (м.3) подряд. Мы ещё не встречались с ним на практике, но в дальнейшем будем его часто использовать. Построим его от ноты «Си»: «Си, Ре, Фа, Ля бемоль». Обозначаться он будет по названию нижней ноты (примы) H с добавлением окончания dim - Hdim. Аппликатуру на рисунке 74 удобно считать основным видом аккорда, так как самый нижний звук - как раз H. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Hdim (5) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 74 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие по звучанию аккорды вы получите, повторив эту же аппликатуру на IVи VII ладах. Если же мы хотим, чтобы аккорд Hdim звучал не на Д-Б струнах, а на Г-А, то надо пользоваться другой аппликатурой (рисунок 75) на IX ладу. И в этом случае мы можем найти «звуковые аналоги» аккорда Hdim, повторив его аппликатуру (рисунок 75) на VI или III ладах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Hdim (4) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многое из того, о чём мы сегодня говорили, может быть понятно на примере песни Виктора Берковского на стихи Дмитрия Сухарева «Трубачи». Песня написана в тональности E-moll, в размере 4/4. Потактовая гармоническая схема приведена на рисунке 76. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 76 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В схеме встречается неизвестный нам аккорд Cm - минорный аккорд с основным звуком «До». Вспомним занятие 7: на нём мы изучали аккомпанемент в тональности H-moll, и основным аккордом в ней был Hm - минорный аккорд с основным звуком «Си». Если вы внимательно прочитали предыдущую часть занятия, то помните, что между «Си» и «До» - расстояние в 1/2 тона вверх. Значит аппликатура аккорда Cm получается из аппликатуры аккорда Hm сдвигом на 1 лад вверх (Рисунок 77). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Cm (5,6) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 77 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разучивать аккомпанемент лучше всего штрихом Ш2п, по четыре блока в такте. Штриховая запись для правой руки на протяжении одного такта на рисунке 78. Во время разучивания не забывайте о пунктирности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 78 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штриха Ш2п вполне хватает для аккомпанемента всей песни, хотя это будет достаточно однообразно. Когда вы будете её исполнять, то сами почувствуете необходимость менять штрихи как от куплета к куплету, так и внутри некоторых куплетов. Конечно, выбор штриха - дело вкуса, но чтобы было ясно, что имеется в виду, попробуйте наш вариант. Первый куплет - штрих Ш1 по четыре блока в такте. Второй куплет - штрих Ш7п по два блока в такте. Для третьего и четвёртого куплета воспользуемся новым штрихом Ш11п (рисунок 79). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 79 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная сложность этого штриха в том, что он начинается и заканчивается использованием пальца «i». Значит на стыке блоков штриха Ш11п пальцем «i» придется делать подряд два удара. Это потребует от вас внимания и определёной сноровки. Самое важное при игре этим штрихом - научиться ставить весь аккорд целиком, иначе пропадёт тот эффект, на который рассчитан штрих. Ярче всего этот эффект проявляется в паре аккордов Dm-7, чуть меньше - в паре Cm-<7. Итак, для третьего и четвёртого куплетов запишем: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий куплет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четвёртый куплет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штрих Ш1 в конце третьего куплета как бы предваряет всю первую половину четвёртого куплета. Казалось бы, мы вновь возвращаемся к простому Ш1, но в четвёртом куплете увеличьте громкость, как этого требуют стихи и динамика исполнения. Попробовав этот вариант «на слух», вы убедитесь, что это уже не просто упражнение, а исполнение песни. Аккомпанемент заставит вас сделать оттенки в громкости пения, появится развитие. Для большего контраста между первым и четвёртым куплетами воспользуйтесь приёмом глушения звука левой рукой. После каждого блока Ш1 слегка приподнимайте пальцы левой руки над грифом, не убирая их совсем. Правой рукой извлекайте звук именно в момент прижима струн пальцами левой руки. Этот приём обозначим знаком «Т». Он потребует внимания и координации движения, знаком «Т». Он потребует внимания и координации движения, особенно в быстром темпе. Такт первого куплета будет выглядеть следующим образом: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 81 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. Разберитесь в теории, контролируя себя на гитаре и «на слух». Выучите песню «Трубачи». Перенесите её в тональность A-moll. Поиграйте упражнения с приёмом глушения левой рукой. Лучше всего он проявится на аккордах с «баррэ». Придумайте свои штриховые схемы, используя двух- и четырёхдольные штрихи. С помощью изображения клавиатуры рояля и грифа гитары определите - какие ноты находятся на каждой струне от первого до двенадцатого лада. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРУБАЧИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стихи Н.Злотникова Музыка В.Берковского | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003